«Начальнику 00... тов. Б. Б. Д.
19 марта в школу №18 обратилась А. П., мать двух учениц: Венеры — ученицы 7 «Б» класса и Юлии — ученицы 5 «В» класса за помощью, из-за конфликта на работе.
Мы, классные руководители, К. О.Н. и Ж. Т.Н. даем характеристику председателю родительского комитета 7 «Б» класса и члену родительского комитета 5 «В» класса К.А. П.
А. П. мы знаем в течение пяти лет только с положительной стороны. Всегда активна, непримирима к родителям, плохо воспитывающим своих детей. Оказывает помощь классным руководителям при посещении на дому трудных подростков. Добросовестно посещает заседания родительских комитетов, является председателем комиссии в школьном родительском комитете. На родительских собраниях всегда справедлива и принципиальна, кроме того, постоянно выполняет просьбы классных руководителей по художественному оформлению классов. Правильно воспитывает своих дочерей. Девочки хорошо учатся, аккуратны, принимают активное участие в жизни класса и школы. Как родитель, она учит их скромности, принципиальности, чуткости, добру, отзывчивости. Такие хорошо воспитанные дети являются примером для других. Мы считаем, что в этом большая заслуга их матери, которая одна воспитывает детей. В течение всех этих лет отклонений в психике мы не заметили. Мы, классные руководители, обращаемся с просьбой к начальнику отдела т. Б. Б.Д. — найти подход к А. П. Она должна воспитывать своих детей».
В унисон этому ходатайству школьных учителей звучит требование самой
А.П., обращенное к главному врачу диспансера:
«Заявление
Прошу снять меня с учета в ПНД. В настоящее время я прекрасно себя чувствую. Работаю на ответственной работе, постоянно во время проверок общаюсь с множеством людей в масштабе всего КамАЗа, в основном с руководителями подразделений. Чтобы легко доказать свое здоровое душевное состояние, с июня текущего года я возобновила выступления на сцене. Неоднократно выступала на сцене агитплощадок Автозаводского района перед сотнями зрителей. В день КамАЗа присутствовал зам. секретаря парткома тов. Б. ОД. Имею фотографии каждого своего выступления со своими патриотическими стихами, прославляющими КамАЗ и г. Брежнев. Входила в состав жюри в клубе «Орленок». В День машиностроителя торжественный концерт во Дворце КамАЗа открывался моими стихами. Получила приглашение выступать в городских организациях от горкома партии. Рисую портреты масляной краской, пока своих близких. Могу нарисовать и вас. Намерена участвовать в художественных выставках. Посещаю творческие союзы, иногда — клубы «кому за 30», где за выступление имела бесплатный вход. Любима своим мужем. Так что дай бог каждому такое здоровье и расцвет творческих сил, как у меня!
Ст. инженер ООиКСС 21.10.85г.»
В 1987 г. в течение 20 дней она находилась на стационарной судебно-психиатрической экспертизе в РПБ, диагностирована мозаичная полиморфная психопатия (301.82 по МКБ-9). Проходят годы, она не получает лечение (ибо чем же лечить аномалию личности?). Новые обращения следуют одно за другим. Вот одно из обращений администрации по поводу нашей пациентки времен расцвета перестройки.
Главному врачу ПНД
В коллективе отдела организации и контроля работ по сохранности социалистической собственности КамАЗа с 1983г. работает инженером т. К. А. П., 1937г. р., проживающая по адресу: Новый город...За время работы проявила себя импульсивной, взбалмошной
женщиной. В коллективе ни с кем не уживается, всех и во всем подозревает, оскорбляет.
В 1987 г. по просьбе моего предшественника сотрудники Вашего учреждения обследовали ее и признали больной. Но в 1989 г. была якобы снята с диспансерного учета, так как не относится к «буйным». Но эта «тихая» работница никому не дает работать. С марта 1990 г. она завалила письмами-жалобами генерального директора КамАЗа, его заместителей, СТК, профком управления охраны, председателей исполкома и даже КГБ. Суть ее заявлений: в отделе создана мафия, во главе стоят фашисты, все состоят в половых связях с руководством, работницы отдела следят за ней и ее детьми, вскрывают дома замки, травят пишу, рвут одежду и многое другое. Сначала рабочего дня всем портит рабочее настроение, постоянно угрожает написанием жалоб, а затем, закрывшись в своем кабинете, в рабочее время, пишет их во все инстанции.
За время существования отдела, по причине ее кляуз, уволилась масса хороших работников. Сегодня положение не лучше, она устроила настоящую травлю 10 членов коллектива. В 1989 г. не была аттестована на должность, но учитывая, что ей 3 года до пенсии, ее оставили работать, считая, что она поймет добрые отношения. Но положение значительно ухудшилось. Свои нездоровые суждения и предвзятость она выносит на «суд» в подразделения, где бывает на проверках, систематически подрывает авторитет отдела. Работать ей еще 2 года. Она их доработает. А доработаем ли мы?
Прошу провести повторное освидетельствование, лечение или хотя бы вызов для разговора в Ваше заведение.
Начальник ООиКСС В.Ф.Б
Учитывая наличие в обращении на имя главного врача сведений, позволяющих вновь предполагать наличие персикуторного бреда, главный врач ПНД выносит решение об освидетельствовании на дому. Из докладной записки участкового психиатра мы узнаем.
Главному врачу психоневрологического диспансера
Докладная
Мной, А. В.П., 26 июля 1990 г., по распоряжению и.о. диспансерным отделением, осмотрена на дому К. А.П., 1937г. рождения, проживающая: Новый город...Встретила дружелюбно, но, узнав, что я психиатр, стала подозрительной: тут же проводила в одну из спален, предупредив жестом не говорить что-либо при девочках-дочерях. Заложила одеялом розетку, которая находится на стене, за которой слышны голоса дочерей.
В устном рассказе врач сообщал, что в поведении пациентка совершенно адекватна, эмоционально сохранна. Дочери характеризуют ее как заботливую мать и не понимают причины визита врача-психиатра. Оснований для неотложной госпитализации (тогда действовало Постановление ВС СССР) найдено не было. Предложение лечиться добровольно в амбулаторных условиях понимания не нашло. Только через семь лет свершилось главное терапевтическое событие в ее жизни. Она была, наконец, госпитализирована.