Приступообразная (рекуррентная) шизофрения
В первой части — общей психопатологии — мы приводили случай острого чувственного эротического бреда у юноши-одиннадцатиклассника. Продолжим знакомство с тем молодым человеком. Проанализируем данный случай как пример нозологической единицы, а именно — приступообразной (рекуррентной) шизофрении. Этот вид заболевания встречается нечасто. Развернутые онейроидно-ка- татонические приступы (ОКП) последние десять-пятнадцать лет вообще в нашем стационаре не регистрировались. Как правило, приступ обрывается на 2-3 этапе развертывания ОКП. Подразумевается, что, кроме бурно возникающей психопродуктивной симптоматики, после купирования приступа, психиатры отмечают хорошую полноценную ремиссию (интермиссию) с социальной адаптацией, сохранением трудоспособности, положительной социальной динамикой личности. Могут встречаться незначительные проявления мягкого дефекта, чаще в виде астено-невротической симптоматики или ремиссии типа «гиперсоциальности», когда пациент после перенесенного психоза становится, по словам родственников, или «лучше, чем был до болезни», или стенично-активным гражданином. Для рекуррентной шизофрении, при мягкости и общей «благоприятности» течения психоза, характерна, как правило, серьезная генетическая отягощенность эндогенными заболеваниями с массивным аффективным радикалом, суицидами, преобладанием острых чувственных форм бреда над интерпретативными.
Случай 9. Шизофрения приступообразная с эротоманией и редуцированием ОКП
С. М.В., 1988г. рождения.
Анамнез (со слое родителей): известно, что родился он в г. Набережные Челны в полной семье, третьим ребенком по счету. Имеет двух старших сестер. Наследственность отягощена со стороны матери: родной брат матери покончил жизнь самоубийством в возрасте 21 года. Тетка по линии матери тоже покончила жизнь самоубийством, у другой тетки сын «был странным».
(Итак, обращает на себя внимание прежде всего массивная наследственная отягощенность целыми тремя случаями фенотипически проявившегося заболевания.)
Ребенок родился в срок. С детства рос «не такой, как все». Уже в детском саду отмечались перепады настроения. В школу пошел с семи лет, учился удовлетворительно, но без особого желания и интереса. В начальных классах был общительным, имел несколько друзей. Затем стал более одиноким, отошел от своих товарищей. Последние годы говорил, что друзей в нем привлекали только материальное благополучие, возможность игры на компьютере. Последние год-два одинок. Это стало особенно заметно при переводе из одной школы в другую. Около года назад стал заниматься в модельной студии, был интерес. Последнее время это тоже перестало интересовать. За год до поступления в стационар мать и отец стали замечать, что мог не разговаривать, вообще был молчалив с родителями, мог сказать матери, что с ней не о чем говорить: «Ты все равно не начитанная, как я». В БСМП взял с собой книгу 3. Фрейда. После операции по поводу варикоцеле сказал, что и в строении тела он оказался не таким как все, так как долго искали вену. Постоянно твердил, что он хочет быть как Менсон, как певец из группы «Рамштайн». После многократных просьб мог вынести мусор, прибрать в свой комнате, часто на простые просьбы озлоблялся, мог сказать отцу: «Да пошел ты». Был груб с матерью. Воспитанием занималась в основном мать, отец авторитетом не пользовался.
(Если считать все перечисленные «странности» только преморбидом, то мы должны отметить постепенное нарастание шизоидного компонента в структуре личности нашего больного, появление отдельных психопатоподобных всплесков.)
Состояние изменилось остро с 17 февраля 2005г., когда был выписан из БСМП, где перенес операцию по поводу варикоцеле. После выписки позвонил знакомой девушке, пригласил ее в кино, она ему отказала. Сходил в кино один. По после этого бродил по квартире задумчивый. Сказал матери, что не дождаться им снохи красивой и высокой, а будет у них сноха маленькая и толстенькая. Затем сидел один в комнате, выгонял родителей, если те пытались к нему зайти, говорил им: «Кыш». Написал на клочке бумаги «Как выйти из бедности» и пытался спрятать эту записку под крышку наручных часов. Отцу объяснял, что это так надо по Фрейду. В выходные дни перестал говорить с родителями, только кивал головой. Со слов учительницы, в школе отвечал учителю, но отходил от нее, «шарахался», дома не говорил вообще. Пишу принимал. Во вторник перестал разговаривать и в школе. Это обеспокоило учителей, вызвали «скорую», привезли в ПНД. Позднее в ходе лечения в стационаре объяснял, что в первый день болезни ему показалось, будто классный руководитель не так, как обычно, вела себя с ним. Она подсела к нему, была ласкова, пыталась говорить с ним, и ему показалось, что она его «хочет». Через пару дней появилась тревога, учителя вели себя по отношению к нему странно. Классная снова была ласковая, учительница физики на уроке сказала ему: «Подойдешь после уроков, я тебе дам все!» Решил, что она имеет в виду сексуальный контакт. По взгляду учительницы химии понял, что она его «хочет». Учительница иностранного языка, увидев, что он пишет
карандашом, предложила ему ручку с таким видом, что была просто сексуально возбуждена. Понял, что все учителя сексуально возбуждены и «хотят» его. На следующий день, когда его, молчащего, привели к директору, директриса предложила стакан воды и таблетку аспирина. Тут же понял, что она взамен желает, чтобы он ее «поимел». Скорой был доставлен в ПНД.
(Итак, мы встретились с редким случаем острого чувственного бреда, эротического по содержанию, наполнившего картину первого острого приступа эндогенного заболевания. Все компоненты чувственного бреда налицо: элементы растерянности, аффект недоумения, тревога, трактовка событий, реально происходящих в жизни сиюминутно, тут же с продуцированием суждений и умозаключений, тематически связанных основной мыслью, идеей, в данном случае эротической направленности всего поведения окружающих его людей. Мы пока еще не знаем, как потечет болезнь дальше.)