Приступообразная (рекуррентная) шизофрения

В первой части — общей психопатологии — мы приводили случай острого чувст­венного эротического бреда у юноши-одиннадцатиклассника. Продолжим зна­комство с тем молодым человеком. Проанализируем данный случай как пример нозологической единицы, а именно — приступообразной (рекуррентной) шизо­френии. Этот вид заболевания встречается нечасто. Развернутые онейроидно-ка- татонические приступы (ОКП) последние десять-пятнадцать лет вообще в на­шем стационаре не регистрировались. Как правило, приступ обрывается на 2-3 этапе развертывания ОКП. Подразумевается, что, кроме бурно возникающей психопродуктивной симптоматики, после купирования приступа, психиатры от­мечают хорошую полноценную ремиссию (интермиссию) с социальной адапта­цией, сохранением трудоспособности, положительной социальной динамикой личности. Могут встречаться незначительные проявления мягкого дефекта, чаще в виде астено-невротической симптоматики или ремиссии типа «гиперсоциаль­ности», когда пациент после перенесенного психоза становится, по словам родст­венников, или «лучше, чем был до болезни», или стенично-активным граждани­ном. Для рекуррентной шизофрении, при мягкости и общей «благоприятности» течения психоза, характерна, как правило, серьезная генетическая отягощенность эндогенными заболеваниями с массивным аффективным радикалом, суицидами, преобладанием острых чувственных форм бреда над интерпретативными.

Случай 9. Шизофрения приступообразная с эротоманией и редуцированием ОКП

С.  М.В., 1988г. рождения.

Анамнез (со слое родителей): известно, что родился он в г. Набережные Челны в пол­ной семье, третьим ребенком по счету. Имеет двух старших сестер. Наследственность отягощена со стороны матери: родной брат матери покончил жизнь самоубийством в возрасте 21 года. Тетка по линии матери тоже покончила жизнь самоубийством, у другой тетки сын «был странным».

(Итак, обращает на себя внимание прежде всего массивная наследственная отягощенность целыми тремя случаями фенотипически проявившегося заболе­вания.)

Ребенок родился в срок. С детства рос «не такой, как все». Уже в детском саду отме­чались перепады настроения. В школу пошел с семи лет, учился удовлетворительно, но без особого желания и интереса. В начальных классах был общительным, имел несколько дру­зей. Затем стал более одиноким, отошел от своих товарищей. Последние годы говорил, что друзей в нем привлекали только материальное благополучие, возможность игры на компьютере. Последние год-два одинок. Это стало особенно заметно при переводе из од­ной школы в другую. Около года назад стал заниматься в модельной студии, был интерес. Последнее время это тоже перестало интересовать. За год до поступления в стационар мать и отец стали замечать, что мог не разговаривать, вообще был молчалив с родите­лями, мог сказать матери, что с ней не о чем говорить: «Ты все равно не начитанная, как я». В БСМП взял с собой книгу 3. Фрейда. После операции по поводу варикоцеле ска­зал, что и в строении тела он оказался не таким как все, так как долго искали вену. По­стоянно твердил, что он хочет быть как Менсон, как певец из группы «Рамштайн». Пос­ле многократных просьб мог вынести мусор, прибрать в свой комнате, часто на простые просьбы озлоблялся, мог сказать отцу: «Да пошел ты». Был груб с матерью. Воспитанием занималась в основном мать, отец авторитетом не пользовался.

(Если считать все перечисленные «странности» только преморбидом, то мы должны отметить постепенное нарастание шизоидного компонента в структуре личности нашего больного, появление отдельных психопатоподобных всплесков.)

Состояние изменилось остро с 17 февраля 2005г., когда был выписан из БСМП, где пе­ренес операцию по поводу варикоцеле. После выписки позвонил знакомой девушке, пригла­сил ее в кино, она ему отказала. Сходил в кино один. По после этого бродил по квартире задумчивый. Сказал матери, что не дождаться им снохи красивой и высокой, а будет у них сноха маленькая и толстенькая. Затем сидел один в комнате, выгонял родителей, если те пытались к нему зайти, говорил им: «Кыш». Написал на клочке бумаги «Как вый­ти из бедности» и пытался спрятать эту записку под крышку наручных часов. Отцу объ­яснял, что это так надо по Фрейду. В выходные дни перестал говорить с родителями, только кивал головой. Со слов учительницы, в школе отвечал учителю, но отходил от нее, «шарахался», дома не говорил вообще. Пишу принимал. Во вторник перестал разговари­вать и в школе. Это обеспокоило учителей, вызвали «скорую», привезли в ПНД. Позднее в ходе лечения в стационаре объяснял, что в первый день болезни ему показалось, будто классный руководитель не так, как обычно, вела себя с ним. Она подсела к нему, была лас­кова, пыталась говорить с ним, и ему показалось, что она его «хочет». Через пару дней по­явилась тревога, учителя вели себя по отношению к нему странно. Классная снова была ласковая, учительница физики на уроке сказала ему: «Подойдешь после уроков, я тебе дам все!» Решил, что она имеет в виду сексуальный контакт. По взгляду учительницы химии понял, что она его «хочет». Учительница иностранного языка, увидев, что он пишет

карандашом, предложила ему ручку с таким видом, что была просто сексуально возбуж­дена. Понял, что все учителя сексуально возбуждены и «хотят» его. На следующий день, когда его, молчащего, привели к директору, директриса предложила стакан воды и таб­летку аспирина. Тут же понял, что она взамен желает, чтобы он ее «поимел». Скорой был доставлен в ПНД.

(Итак, мы встретились с редким случаем острого чувственного бреда, эроти­ческого по содержанию, наполнившего картину первого острого приступа эндо­генного заболевания. Все компоненты чувственного бреда налицо: элементы растерянности, аффект недоумения, тревога, трактовка событий, реально проис­ходящих в жизни сиюминутно, тут же с продуцированием суждений и умозаклю­чений, тематически связанных основной мыслью, идеей, в данном случае эроти­ческой направленности всего поведения окружающих его людей. Мы пока еще не знаем, как потечет болезнь дальше.)