Биполярное аффективное расстройство
Как известно, нозологическую самостоятельность маниакально-депрессивному психозу придал Э. Крепелин. С конца XIX столетия прошло чуть более 100 лет, в клинической картине этого заболевания почти ничего не изменилось, манипуляциям была подвергнута формально-таксономическая сторона дела. Чисто аффективное психическое заболевание постепенно дополнялось иными, не аффективными регистрами, подчас смывалась граница между МДП и рекуррентной шизофренией. В современных классификациях DSM-4 и МКБ-10 такого заболевания вообще нет. Имеется аффективное расстройство, монополярное, биполярное с разной степенью тяжести. Начинающему врачу-психиатру нужно помнить и осознавать эндогенную природу аффективного расстройства. Остальные, «примкнувшие» психические нарушения — не суть самое важное. Это как дополнительные гирлянды, расцвечивающие замечательную лесную красавицу под Новый год. А вот от того, расценим ли мы депрессию как реактивную или эндогенную, зависит очень много — прежде всего правильно выбранная терапевтическая тактика. Еще важнее правильно определить этиологический момент мании, особенно гипомании, зачастую маскирующейся под стеничный паранойяльный синдром, психопатоподобное состояние и т.д. Здесь уже от правильной диагностики зависит не только терапевтическая тактика, но и уровень экспертного решения.
Случай 15. Биполярное аффективное расстройство к. тж
Из эпикриза к истории болезни: поступает впервые в сопровождении матери. Ранее на учете у психиатра не состояла. Состояние изменилось в течение нескольких дней после ссоры с близким человеком, снизилось настроение, стала раздражительной, гневливой, появился навязчивый страх «меня бросит любимый»,
Анамнез (со слов матери): родилась старшим ребенком из двоих детей в семье рабочих. Роды и беременность без осложнений. Родилась в срок, массой тела 3600 г, длиной 57 см.
Находилась на грудном вскармливании. В психическом и физическом развитии от сверстников не отставала. В школу пошла с 6 лет, окончила 11 классов. Занималась в детской юношеской спортивной школе (ДЮСШ). По характеру была общительной, неконфликтной, доброжелательной, имела много друзей. Училась на 4 и 5. После школы поступила в техникум, который окончила на «отлично». Затем поступила в КГТУ, факультет экономики, заочно. В данное время студентка последнего курса, параллельно работала на РИЗе в ОК, с июля месяца уволена по собственному желанию (конфликт на работе).
(Итак — абсолютно чистый анамнез. Ничего психопатологического.)
Впервые странности в поведении заметили около года назад, когда появилась подавленность, неохотно вступала в беседу, была погружена в свои болезненные переживания.
(Таким образом, приблизительно за год до первой госпитализации Т.М. перенесла первый депрессивный эпизод, который, как это часто бывает, являясь субдепрессией, по своей выраженности к госпитализации не привел и особо не лечился. После самокупирования в течение девяти-десяти месяцев все оставалось хорошо, но незадолго до увольнения с работы начинается противоположная фаза, которая закончилась и увольнением, и госпитализацией в женское отделение ПНД.)
Из производственной характеристики: «К. Т. М. пришла работать в отдел по работе с персоналом 15.10.2001 г. оператором ЭВМ. Впоследствии переведена специалистом по работе с кадрами. За время работы зарекомендовала себя исполнительным, добросовестным, трудолюбивым работником. Отличительные черты Т.М.: любознательность, желание понять порученную работу до тонкости, внести что-то свое, новое. Она легко влилась в коллектив, сплотила вокруг себя молодежь. Т. М. яркая индивидуальность. Ей легко удается все: и работа, и учеба. Она активно участвовала во всех начинаниях молодежи на нашем предприятии. Руководство отдела прочило ей быстрое продвижение по службе. В июне 2005г. Т. М. ушла в отпуск, а по возвращении стали заметны некоторые, не свойственные ей, странности в поведении. Она оставалась все такой же умной, доброй, отзывчивой, но исчезла ее усидчивость, которая так необходима при выполнении ее работы, интерес и 08.07.2005г. она уволилась».
(Итак, руководители по работе, не будучи психиатрами, заметили в качестве странностей исчезновение усидчивости и интереса к работе.)
Состояние изменилось около месяца назад: стала злобной, напряженной, временами гневливой, конфликтной, не могла работать в коллективе, уволилась. Не может закончить дело, постоянно куда-то стремится, пытается сделать сразу несколько дел. Стала многоречивой, речь громкая, ускоренная в темпе.