Дорогие коллеги! Вы держите в руках книгу, в которой обобщен учительский опыт. Автор этих строк много лет преподавал психиатрию врачам-интернам. Мы знаем, что общая психопатология — это введение в психиатрию. Через знание симптомов, синдромов и феноменов общей психопатологии врач приближается к диагностике и пониманию психического заболевания у конкретного больного. Избранные главы общей психопатологии и частной психиатрии — отнюдь не руководство по общей психопатологии. Автор ставил перед собой более скромную задачу — ввести молодых врачей в сложную специальность, научить их размышлять, анализировать то, что «лежит на поверхности» состояния души пациента, и то, что скрыто в глубинах его души, подготовить будущих врачей к самостоятельному фундаментальному изучению основного курса психиатрии. Учебный материал иллюстрирован клиническими примерами, случаями из жизни, литературными вставками, как правило, далеко выходящими за пределы изучаемого раздела по той простой причине, что исключительно редко имеется возможность познавать психические расстройства в виде изолированных кусочков и фрагментов единого и многообразного психического состояния больного. Хотелось бы, чтобы книга читалась и воспринималась с таким же интересом, как новый детективный роман, чтобы изложение психопатологии для молодого врача стало красивой песней, которую хочется слушать и слушать. Кто сказал, что основы науки или специальности должны быть скучны и невыразительны, как таблицы логарифмов? Мы будем изучать введение в душе- ведение, а что может быть сложнее, удивительнее и прекраснее, чем взгляд человека, обращенный внутрь самого себя?
Несколько слов о методологии построения книги. Преподаватель любой специальности не только может, но и должен аккумулировать в учебном материале основы знаний по предмету, накопленные человечеством, поэтому он должен много знать, а для этого ему надо «учиться, учиться и учиться». Излагая основы науки, мало что можно и должно придумывать самому преподавателю. Мы представим, конечно, и свои собственные клинические случаи, описания ученых психиатров многих прошедших десятилетий, их взгляды, гипотезы, выводы. Для особо любознательных в конце книги, в приложениях, представлены четыре статьи автора с собственными редкими случаями из клинической практики и их анализ с феноменологических позиций. Вместе с тем наша главная задача — научиться соотносить полученные знания с не вмещающимися ни в какие рамки реальными случаями из жизни, с проявлениями болезни, которые каждый раз имеют особенный колорит и уникальность. Древние говорили: «Ad narrandum, non ad probandum» («для того, чтобы рассказать, не для того, чтобы доказать»), — мы постараемся не статистически выверенными научными параграфами приближаться к истине, не только по таблице учебника изучать живой и ускользающий феномен душевной жизни, а свободным размышлением и рассуждением опознавать явление и суть болезни человеческой души. Все случаи из жизни, все примеры из монографий далекого и близкого прошлого будут вьщеляться курсивом.
Краеугольный камень современной психопатологии заложен, несомненно, Карлом Ясперсом. Возможно, вы уже заглядывали в его замечательную книгу, но вряд ли вы дочитали ее до конца и усвоили полностью ее содержание. На страницах нашей книги мы будем неоднократно возвращаться к «Общей психопатологии» К. Ясперса. Отдельными маленькими фрагментами, пояснениями мы будем вчитываться в текст, пришедший к нам из первой половины XX столетия. И главное, что нужно нам понять, — это причины, по которым Ясперс решился на свой титанический труд. Титаны были и до него. Эмиль Крепелин, обработав более 10 тыс. историй психически больных Гейдельбергской клиники, много раз издавал свой учебник психиатрии, достигший в последнем издании 3000 страниц. Даже зрительно трудно представить себе сей труд человеческий. Но Ясперс спросил себя и всех нас, как получить аподиктическое (достоверное) знание о том, что творится в душе больного человека. Ведь она, душа, скрыта от глаз, ушей, всех органов чувств психопатолога. Она есть «вещь в себе» для стороннего наблюдателя. Как же мы можем достоверно оценивать ее состояние? Это отнюдь не праздный вопрос. За 2 тыс. лет до Ясперса об этом размышляли древнегреческие философы Пиррон и Секст Эмпирик. Именно они подвергали сомнению все знания человека, добытые опытным путем или размышлением. Но человечество не могло остановиться в поисках истины, изобретая раз за разом все новые и новые пути ее познания [77]. Французский ученый, философ Рене Декарт предложил человечеству «методическое сомнение», в основу которого положил знаменитое высказывание cogito ergo sum (я мыслю, следовательно, существую) [24]. И. Кант обосновал границы «чистого разума», пределы, дальше которых мысль человека не может считаться истинной [33]. Э. Гуссерль, модернизировав древний принцип «эпохе» (воздержание от суждения), с помощью философского метода - феноменологической редукции, предложил свой способ поиска истины, который и взял на вооружение Ясперс [23]. В самом начале своего труда он разделил все психопатологические феномены на две большие группы — субъективные и объективные расстройства психической жизни [79]. По ходу наших лекций, разбирая каждое очередное психическое нарушение, мы будем постепенно осваивать феноменологию Ясперса, синтезируя ее с традиционным симптомо-синдромальным алгоритмом построения диагностического суждения. Хотелось бы, чтобы благодаря этим лекциям-беседам, мы учились мыслить и искать свой путь к истине, видеть и замечать уникальность каждого больного.