Нужно ли в курсе общей психопатологии рассказывать молодому врачу об исто­рии психиатрии? У себя дома мы вешаем на стены фотографии самых дорогих людей - отца и матери, детей, самых близких друзей. Дерево без корней сохнет. Не сегодня и даже не вчера начиналась психиатрия, не сегодня и не вчера люди начали болеть умом и душой. Более двухсот лет насчитывает так называемый на­учный период нашей специальности, а до него многие монастыри, церкви, под­час тюрьмы и приюты для бродяг уже содержали и как могли помогали блажен­ным и умалишенным. Как лучше рассказывать историю? Можно повествовать о больницах, колониях, диспансерах, интернатах. А можно вспомнить о людях, о врачах, отдавших жизнь непростому, часто неблагодарному, опасному делу. Вспомним о них, Воздадим должное нашим учителям — они были нашими воспи­тателями и педагогами.

Первые упоминания о психически больных и психиатрической помощи ухо­дят, как многое в нашей истории, к Библии. Главы священного писания расска­зывают, что примерно 4 тыс. лет назад царь Саул заболел депрессивными присту­пами. Послали за молодым человеком Давидом, который играл на струнном инс­трументе и пел Саулу песни, и это было первое описание музыкотерапии. Царь Навуходоносор был наказан за надменность и гордость безумием. Он скитался как вол, оброс, одичал и питался травой. Мифология Древней Греции дает прек­расные описания симуляции безумия Одиссеем и ее разоблачения, когда на паш­ню, где он засевал солью землю, положили под плуг его маленького сына, и Одиссей остановил волов. Дочери тиринфского царя Прэта ушли из дома, бро­дили по лесам и полям, утверждая, что превратились в коров, и это было одно из первых описаний бреда метаморфоза. Спартанский царь Клеомен заболел безу­мием, употребляя чрезмерно неразбавленное вино. При изучении древнего иуда­изма обнаружили, что еще в 490 г. до нашей эры в Иерусалиме была построена специальная лечебница для душевнобольных. Их лечение опиралось на понима­ние иудеями различия души и тела [76].

В Средние века Западную Европу сотрясали «эпидемии» ведьмовства и кол­довства, ведьм жгли на кострах, были уничтожены сотни тысяч безумных. Между тем еще Гиппократ писал в главе о «священной болезни» — эпилепсии: «Но при­чина этой болезни, как и прочих великих болезней, есть мозг. От этой же самой части нашего тела мы и безумствуем, и сумасшествуем, и являются нам страхи и ужасы, одни ночью, другие днем, а также сновидения и заблуждения неумест­ные...» [18].

Письма из Ламбарена Альберта Швейцера дают представление о том, как пер­вобытные племена обращались с душевнобольными. Из этих воспоминаний одно­го из главных этических символов XX в. мы узнаем, что в экваториальной Африке совсем недавно, менее века назад, психически больных зачастую лечили весьма кардинально: завязывали им руки и ноги и сбрасывали в воду рек, кишащих беге­мотами, крокодилами и прочими страшилищами. А. Швейцер сообщал, что, про­лечивая многих больных от «сонной» болезни (трипаносомоз), оперируя безнадеж­ных больных, накладывая повязки с мазями на гниющие ноги и руки негров, он только для одной категории больных не всегда мог найти место в своей больничке в Ламбарене - душевнобольных. Он вспоминает: «Условия, в которых здесь живут эти страдальцы, ужасны. Туземцы не умеют себя от них защитить. Запереть их нет никакой возможности, и они в любую минуту могут вырваться из бамбуковой хи­жины, поэтому их привязывают сплетенными из лыка веревками, отчего возбужде­ние их еще больше возрастает. Дело кончается тем, что от них тем или иным спосо­бом избавляются» [71]. Даже самые выдающиеся гуманисты мира отказывались от помощи душевнобольным, если на это не хватало помещений, ресурсов, места, ле­карств и всего остального. Почему именно термин «бедлам» — название психиат­рической лечебницы — используют как нарицательный для обозначения всего из ряда вон выходящего? Поняв это, мы постигнем суть общественного явления, име­нуемого стигматизацией. Кстати, Бедлам как психиатрическая лечебница возник в 1547 г. из общежития религиозного братства «Господа нашего из Вифлеема». Ис­тория психиатрии складывается из подвижнической деятельности выдающихся психиатров прошлого, которые были и носителями идей и замыслов о реформиро­вании психиатрической помощи, и исполнителями собственных замыслов. Исто­рические факты мы можем почерпнуть из «Истории психиатрии» Ю. Каннаби- ха [32], из книг «100 великих врачей» М.С. Шойфета [75], «Очерки об истории рос­сийской психиатрии» Т.И. Юдина [78], «История шизофрении» Жана Гаррабе [15] и многих других источников.

И конечно, первым вспомним Филиппа Пинеля (Франция). И не потому, что психиатрия зародилась во Франции. С именем Ф. Пинеля мы связываем начало научного периода развития психиатрии, так как после снятия больных с цепей ста­ло возможным изучать душевные болезни в их первозданном виде, не отягощен­ными страшными условиями содержания душевнобольных. Пинель родился в 1745 г. в семье врачей. Его отец и дед лечили людей. Он же хотел быть священни­ком, но закончил в 1770 г. физико-математический факультет Тулузского универ­ситета, затем поступил на медицинский факультет и в 1773 г. защитил докторскую диссертацию. Изучает философию, посещая салон просветителей Франции -

А.  Лавуазье, П. Кабаниса, Ж. Деланбера. Пинель не смог получить высшей степе­ни — доктора регента, хотя многие из тех, кому он писал диссертации, подрабаты­вая таким способом, получили эту степень. Удивительно, но уже в те времена были величайшие умы, не обремененные научными степенями, и трутни, паразитирую­щие на талантах своих соплеменников. 25 августа 1793 г. Пинель был назначен на должность главного врача больницы в Бисетре. Этот замок был основан в 1250 г. В смутные времена в его развалинах селились разбойники, место это считалось проклятым. В 1657 г. Бисетр стал частью Генерального госпиталя Франции, служа одновременно богадельней, сумасшедшим домом и государственной тюрьмой.