С.С. Корсаков уделял большое внимание воспитанию и поощрению труда надзирателей и прислуги: «Если трудно найти хорошую надзирательницу, то еще труднее иметь хорошего надзирателя. Это настолько трудно, что, сделав продол­жительный опыт и переменив в течение 10 лет 5 надзирателей в отделении для по­койных больных, я должен был поручить исполнение обязанности надзирателя сверх­штатному ординатору, согласившемуся взять на себя обязанность жить и прово­дить целый день среди больных. Из этого уже видно, как высоко нужно ценить то, что надзиратель Кузьмин в течение 10 лет безупречно и вполне успешно исполнял обязанность надзирателя, притом в отделении, где преимущественно находятся бес­покойные и наиболее опасные больные. Поэтому нельзя не оценивать по заслугам тех из числа прислуги, которые настолько привязываются к учреждению, что не остав­ляют его даже при более выгодных предложениях».

Очень интересное высказывание мы находим в биографии Корсакова о плат­ности и бесплатности психиатрической помощи: «Простите, если я огорчу Вас, возвращая Вам Ваш подарок. Но я думаю, что Вы поймете, что я не могу отсту­пать от принципов, которых я всегда держался, да и Вы сами на моем месте сдела­ли бы то же самое. Если бы я позволил себе хоть один раз принять от больных, на­ходящихся в клинике, или от родных ценный подарок, то я дал бы повод думать, что в клинике может быть какое-нибудь различие для состоятельных и для несос­тоятельных людей» [4]. Щадя индивидуальность врача, он оберегал интересы больных для их же пользы.

В книге А. Г. Комиссарова «Забытый врач» автор приводит полный текст от­чета доктора Стельмаховича, который 100 лет назад, в эпоху деятельности Корса­кова, в Елабужском психиатрическом отделении организовал лечение, уход и за­нятость своих больных: «Больные занимались физическим трудом: работали на больничном дворе, в саду, сельскохозяйственными работниками на арендованном участке земли, а при отсутствии работ в летнее время, в хорошую погоду проводили по нескольку часов на открытом воздухе на больничном дворе. День начинался в лет­нее время с 6ч утра, кончался около 8ч вечера; в зимнее время день начинался часом позднее и оканчивался часом раньше. Вслед за утренним чаем способные к труду отп­равлялись во двор, некоторые же прибирались в палатах, женщины чинили белье, вя­зали чулки, одна занималась вязанием салфеток, делала цветы. Домашние работы — носка дров, топка печей, уборка двора, сада, улицы, укладка дров, катание белья и прочие домашние работы производились больными. Некоторым больным дозволя­лось посещение церкви. Развлечение больных состояло в игре в карты, шашки, гармо­нику, пение, некоторым больным давались популярные и удобопонятные книги и газе­ты. В некоторые большие праздники бывали угощения больным: чай с молоком, белым хлебом, сухарями, конфетами, пряники, орехи, яблоки, арбузы».

Доктор Стельмахович в своем отчете уделяет внимание и обслуживающему персоналу: «Ближайший надзор за больными лежит как в отделении, так и на рабо­тах на прислуге — сторожах, сиделках, затем на надзирательнице и смотрителе. Кроме того, отделение ежедневно посещается врачом, за весьма редким исключени­ем некоторых дней. Прислуга то и дело меняется. Да и нельзя требовать многого от того, кто должен работать чуть не целые сутки, получая гроши за тяжкую работу. При этом же и отдельных помещений для служительского персонала не имеется,

а отводятся таковые здесь же в палатах вместе с больными. Между тем нигде ин­тересы больных не стоят в такой зависимости от низшего служебного персонала, как именно в заведениях для душевнобольных. В Казанской окружной лечебнице при­нята серьезная мера в этом отношении — введен утвержденный Министром Внут­ренних Дел пенсионный устав, по которому за 10лет беспорочной службы полагает­ся полная пенсия в размере жалования, получаемого за последний год, за 5лет — поло­вина пенсии, или единовременное пособие» [39].

Эмиль Крепелин родился 15.02.1856 г., закончил медицинский факультет Вюр- бургского университета. Получив в 1886 г. звание профессора, он занимает пост за­ведующего кафедрой психиатрии Дерптского университета, называемого Тартус­ким. В.В. Вересаев, обучавшийся в свое время в том же университете, описывал Э. Крепелина как нестарого 35-летнего человека с окладистой бородой, умными внимательными глазами. Во время русификации университета он был вынужден уйти вместе со знаменитым хирургом Э. Бергманом и другими учеными. В 1891 г. Крепелин основал Гейдельбергскую психиатрическую школу, а в 1903 г. создал свою школу в древнейшем Мюнхенском университете (1472 г.). В своей научной работе он совершил, как и Ясперс, научный подвиг, проанализировав 10 тыс. исто­рий болезни, и разработал новый принцип классификации психических болезней, в основу которой положил не симптомологический принцип, а течение и исход за­болевания. Он автор одного из самых знаменитых учебников по психиатрии, вы­державшего восемь прижизненных изданий. Последнее 8-е издание (1915) содер­жало 3000 страниц — невиданное в истории психиатрии достижение одного челове­ка. В учебнике много места отведено нелепым поступкам шизофреников (больной хочет курить: он видит на земле окурок и прыгает за ним со второго этажа... На оче­редном приеме у зубного врача одна больная заявила, что будет лечиться только у него, если врач наденет противогаз). Крепелин умер в 1926 г., не успев отредактировать 9-е издание своего учебника. Его последователь Освальд Бумке, сначала хвалив­ший Э. Крепелина и заявлявший, что вся современная психиатрия стоит на его плечах, после утверждения на кафедре профессором стал писать статьи о том, что из «догматиков крепелиновской школы не осталось почти никого» и что «школа Э. Крепелина достигла границ своих возможностей».

Карл Ясперс — один из гигантов психиатрии XX в., родился 3 февраля 1883 г. в Ольденбурге. Ясперс был с детства тяжелобольным мальчиком. Страдая врож­денным пороком сердца, он был вынужден строго дозировать двигательный ре­жим, ограничивать себя в играх, забавах и развлечениях юности. После оконча­ния классической гимназии в течение полутора лет изучал юриспруденцию, за­тем медицину и в 1908 г. сдал государственные экзамены. Работал научным сотрудником в психиатрической клинике Гейдельберга до 1915 г. В эти годы им был заложен фундамент учения по психопатологии. Его учителем был Ф. Ниссль — гистолог, изучающий функции мозга. Он исходил из принципа, что душевное заболевание есть заболевание мозга. «Ниссль хорошо относился к больным, был мягок в обращении, необыкновенно совестлив. От него веяло мягкостью и доброжелательностью. Но сам он глубоко страдал из-за человечес­кого несовершенства», — так писал о своем учителе сам Ясперс. Во времена рабо­ты Ясперса в Гейдельберге в Германии строились большие лечебницы для душевнобольных. Они становились благоустроенными. В автобиографии К. Яс­перс писал: «Жизнь несчастных, по существу, не изменившаяся, была организована.

Самым наилучшим было организовать эту жизнь как можно естественнее, благода­ря успешной трудотерапии, пока она оставалась разумной и человечной основой всего распорядка дня. Из-за скудного знания и умения духовно бедные психиатры отделы­вались скепсисом» [80]. В 1911 г. Вильманс и Шпрингер предложили Ясперсу на­писать книгу, посвященную всеобщей психопатологии. Собственные исследова­ния К. Ясперса привели его к совершенно иной психиатрии. Воспользовавшись феноменологическим методом другого великого мыслителя двадцатого столетия, Э. Гуссерля, он начал изучать психопатологические феномены, используя фено­менологическую редукцию, очищая шаг за шагом, пласт за пластом психиатрию от штампов, стереотипов, теоретических спекуляций. Как заглянуть в душу боль­ного, как познать то, что скрыто от непосредственного взора врача, каким крите­риям истины должны соответствовать описания психического состояния пациен­тов? Как важнейшее предостережение своим будущим коллегам звучат его слова: «...Врач-гуманист сохраняет необходимое уважение к человеку, даже если он душев­нобольной. Каждый отдельный человек будет спасен благодаря знаниям врача и уче­ного. Никогда не следует, вооружившись научными средствами, подводить равно­душно конечную черту под человеком. Любой больной человек, как и каждый человек вообще, неисчерпаем» [79]. Вместе с тем в сознании современных психиатров, к сожалению, этот выдающийся психиатр и философ еще не занял подобающего ему места.