Мы не можем не упомянуть в нашей краткой истории профессора А.У. Фре­зе - первого директора Казанской окружной психиатрической больницы. Как указывает Т.И. Юдин [78], профессор Фрезе работал в Казани в то время, когда Казанское общество врачей впервые в России заговорило о санитарно-профилак­тической медицине. Под его руководством в Казани была открыта «Окружная психиатрическая лечебница во имя Божьей Матери всех скорбящих». Обсуждая планы строительства и открытия окружных психиатрических больниц, Фрезе учил, что «лечебная работа — основное в деятельности психиатрических учрежде­ний; изоляция из общества опасных больных, содержание хроников — это функ­ции важные, но второго плана». Он широко пропагандировал трудовые процессы как лечебное средство для душевнобольных. На первом съезде психиатров Рос­сии С.С. Корсаков сообщал, что проф. Фрезе сделал первые опыты введения в России принципов «не стеснения». В его отчете за 10 лет деятельности Казанс­кой окружной лечебницы упомянуто, что за эти годы было только 3 случая связы­вания больных по случайным причинам. В служебном кабинете автора имеются 2 истории болезни Казанской окружной лечебницы за 1882 г. В них поражает все. Мы привыкли оценивать психиатрию царской России по «Палате №6» А.П. Че­хова с обязательной кислой капустой во флигеле, санитаром-держимордой и заб­рошенными больными. Из подлинника истории болезни № 168 больного Яко­ва П. следует, что «его превосходительству, директору лечебницы, доктору Фрезе, разрешение на пребывание в лечебнице гражданина Якова П. давало Особое при­сутствие второго отделения Губернского правления. Оно же издавало постанов­ление о признании данного гражданина «сумасшедшим». Предварительно дирек­тор больницы уведомлял губернатора г. Казани о прибытии Якова П. на лече­ние». Вот вторая история болезни, в которой полицмейстер обращается к директору лечебницы со словами: «Имею честь препроводить при сем к Вашему превосходительству на излечение душевнобольного, бывшего учителя Чисто- польского духовного училища Михаила Н....» Поражает опись личных вещей, с которыми больной поступал на лечение. Яков П. имел в больнице: два одеяла,

7 простыней, 11 наволочек, 10 рубах, 12 кальсон, 5 полотенец, 28 пар носков, пару халатов, 5 пар обуви, шапку меховую, щетку головную, фуражку (!). На фоне изобилия личных вещей пациента конца XIX в., высочайшей степени уважения общества, государственной власти, родственников к душевнобольным как же по­рой убого выглядят наши «казенные дома», наши формальные записи, наши дур­ные требования к перечню личных вещей больных, к больничному образу их жизни. А.У. Фрезе умер от злокачественной опухоли (саркома) в расцвете своих творческих сил. Недавно коллеги-психиатры установили на центральном входе в Казанскую республиканскую клиническую больницу памятную доску как дань глубокого уважения своему выдающемуся первому директору лечебницы.

Кроме А.У. Фрезе, одним из первых и самых выдающихся приверженцев сис­темы «не стеснения» в России был Сергей Сергеевич Корсаков, который с 1881 г. на­чал работать в лечебнице супругов Беккер. Здесь ему удалось впервые полностью осуществить свои реформаторские идеи о «не стеснении» больных, здесь он был учителем, воспитавшим целую группу выдающихся психиатров, принадлежащих к школе, получившей название корсаковской. «Все до крайних мелочей было предус­мотрено, чтобы внешне лечебное заведение походило на пансион, на санаторий. Не было на окнах решеток, цветы украшали комнаты, окраска стен, обои, ласкающие глаза, успокоительного цвета, а полы устланы мягкой тканью. Тишина улицы, сад, бе­седки, широкая терраса и балкон, увитые диким виноградом, дополняли обстановку». В конце XIX в. губернские земства начинают проводить реорганизацию психиат­рической помощи. В провинциальных психиатрических учреждениях искореняют­ся смирительные рубахи, в больницах организуются мастерские и работы больных на открытом воздухе, создается патронаж как в городе, так и в деревне. С 1887 г. С.С. Корсаков начал заведовать клиникой Московского университета.

Через поколения, через столетия люди приходят к одним и тем же способам сохранения и лечения больной души, ибо меняются десятилетия, появляются но­вые и новейшие лекарства, но неизменным остается боль этой души, неизменны­ми остаются теплые руки и щедрые сердца настоящих целителей. Корсаков сле­дил за тем, чтобы всевозможные желания больных исполнялись, если это не про­тиворечило чисто врачебным показаниям. Ставя важным условием успешности лечения привязанность больных к учреждению и персоналу, Корсаков настаивал на необходимости для врачей входить в личную жизнь больных и быть для них не только врачами, но и друзьями. Сам он всегда был первым примером этому, не жалея времени, часто по вечерам и даже ночью появляясь у постели тех больных, которых могло успокоить или утешить его присутствие. Он сам вводил зонд, сам кормил из рук, сам катетеризировал, сам извлекал пальцами каловые массы из прямой кишки, если того требовала польза больного. Среди больных для него не существовало интересных и неинтересных: ко всем без различия относился с оди­наковым вниманием и любовью. Забота о больных, о том, как бы сделать пребы­вание их в клинике приятным, побуждала Корсакова устраивать различного рода спектакли, музыкальные и увеселительные вечера, как самостоятельные, так и с привлечением профессиональных артистов. Обычно эти вечера приурочены были к каким-нибудь праздникам. В журнале «Русская жизнь» в 1893 г. некто Яд- ринцев писал: «2 января в Москве в клинике душевнобольных был танцевальный вечер. На этом вечере участвовало и до 20 выздоравливающих душевнобольных, кроме того, много гостей; в числе их были выдающиеся артисты и артистки Мос­ковского театрального мира... Вечер отличался простотою, живым весельем и се­мейным характером». Подобные вечера соединяли профессоров, врачей и быв­ших пациентов, а также лиц, близких к этому учреждению. В этой семье и общес­тве больные сознательно чувствовали свое прикосновение к остальному миру. Корсаков понимал, как никто больше, больную человеческую душу, он был так полон гуманного отношения к людям, что каждый человек, не желавший никому другому открывать своего «я», с охотой и готовностью открывал все ему, уверенный в том, что тот все поймет, поможет разобраться в самом себе, поддер­жит в горе, укажет путь к выходу.