Следующим видом предрассудков Ясперс считал психологические и интеллек­туальные предрассудки. «Слишком многое в поведении больного приписывается злой воле или притворству; при этом ошибка врача состоит не столько в «психологизиро­вании», сколько в морализаторстве. Некоторые врачи... глубоко возмущаются, когда им не удается обнаружить хорошо известные физические признаки болезни. В глуби­не души они считают все это элементарным капризом и лишь в самых безнадежных случаях передают дело психиатру». Далее он же анализирует склонность усматри­вать осознанную причину в любой человеческой деятельности. Преувеличенное стремление выискивать повсюду рациональные взаимосвязи порождает склон­ность к умствованию, т.е. к интеллектуальным предрассудкам. Мы сталкиваемся с ними десятки и сотни раз, выслушивая «исследования» родителей о причинах психической болезни своих детей. У юноши развивается дебют болезни, возника­ет симптом «дерева и стекла», появляется враждебность к родителям, а папа с ма­мой уверенно находят причину изменившегося поведения сына в просмотре им последнего телесериала. Самое скверное заключается в том, что врачи нередко идут на поводу в поиске мнимых причин и вместо назначения адекватной те­рапии читают мораль о вредном влиянии триллеров или жесткой эротики на нео­крепшую психику подростка. Склонность к ложным аналогиям — это также один из известных предрассудков. К. Ясперс писал, что душа сама по себе не может быть предметом наблюдения, мы представляем душу через уподобления и символы.

«Яркие и образные аналогии настолько легко овладевают нашим разумом, что мы время от времени начинаем усматривать в них нечто большее, а именно — поня­тия, имеющие теоретическую ценность.... Так происходит, в частности, в тех слу­чаях, когда душа разбивается на отдельные элементы, подобные атомам, или когда события психической жизни рассматриваются как механические движения (меха­ническая теория души)...»

Медицинские предрассудки, связанные с количественными оценками, объектив­ными наблюдениями и диагностикой.

«Согласно этому предрассудку научным признается только установление коли­чественных взаимосвязей, в то время как исследование чисто качественных измене­ний рассматривается как область произвольных, субъективных и ненаучных спеку­ляций». Начинающий психиатр должен с известной долей критики и рассудитель­ностью оценивать значимость многочисленных математических шкал депрессии, тревоги, паранойяльности, шизоидности и др. Математические цифры не долж­ны и не могут подменять клинического познания живого феномена, во всяком случае не могут служить основанием для безошибочной диагностики психичес­кого заболевания у конкретного больного, даже если шкала депрессии или шизо­идных изменений указывает на эти диагностические ярлыки. Как пример доведе­ния до абсурда данного предрассудка можно оценить почти анекдотический слу­чай, приведенный Портновым. Одна из ученых дам в конце тридцатых годов пыталась защитить докторскую диссертацию, замеряя содержание олова в крови психически больных в соотношении с так называемым оловянным блеском глаз (свинцовый блеск). Конечно, это больше тяготеет к квалификации этой дамы в качестве пациентки с умственной отсталостью, степени дебильности, но сам пример математизации клинического симптома весьма поучителен.