Юмор—единственный путь для сохранения отношений пациента и врача на человеческом уровне. В отношениях врач-пациент не возбраняется даже политика.
АНАМНЕЗ
При внимательном, а не поверхностном выслушивании пациентов нам открывается часть их жизни и переживаний. Эти истории значительно расширяют наше понимание, а восприятие особенностей конкретного пациента создает контекст, смысл и ориентиры для понимания симптомов болезни, необходимые для выздоровления. При благоприятном стечении обстоятельств мы становимся свидетелями их борьбы и побед, участвуем в их стремлении измениться и вырасти, помогая пройти диагностические и лечебные процедуры. Бывает их истории срастаются с нашей собственной: их невозможно забыть, потому что они вошли в нашу собственную жизнь.
Пациенты ждут от врача
В ходе мероприятий для оценки будущего семейной медицины в 2002 г. был проведен телефонный опрос населения (п=1031). Большая часть населения вполне определенно высказалась за желание активно участвовать в обеспечении своего здоровья (82% и 91% пациентов семейного врача и общего терапевта соответственно), они хотят решать большую часть медицинских проблем со своим врачом, но с обращением к специалисту в случае необходимости (88% и 84%), а идеальный врач в их представлении видит все аспекты — эмоциональные, психологические и физические (73% и 74%). Помимо этого из 39 характеристик врача большинство пациентов (68-97% отметили их как крайние или достаточно важные) указали следующие признаки/действия, определяющие удовлетворительную оценку роли врача:
- Не судит, понимает и поддерживает.
- Всегда честный, прямой.
- Выступает партнером в поддержании здоровья.
- Лечит как серьезные, так и несерьезные состояния.
- Проявляет внимание к эмоциональному и физическому состоянию.
- Способен выслушать.
- Поощряет более здоровый образ жизни.
- Пытается узнать меня.
- Может помочь с любой проблемой.
- С таким можно не расставаться до глубокой старости.
ЧТО ВРАЧИ ХОТЯТ ОТ И ДЛЯ ПАЦИЕНТОВ?
При том что тип и интенсивность отношений с каждым пациентом различны, как положительный, так и отрицательный опыт формирует клинициста, влияет на его собственные отношения и определяет характер практики. Артур Клейнман во введении к своей книге «Пациент и доктор: истории из практики первой помощи, изменившие жизнь» писал, что «...похоже, всем нам нужен (или требуется) опыт, основанный на знании, однако скорее всего нам нужен опыт, основной смысл которого составляем мы сами». Наверное, ничто не дает большей удовлетворенности, чем вера в пользу и осмысленность деятельности на личном и профессиональном уровне.Позитивная связь с пациентом в этом плане является одним из моментов взаимного влияния. Положительная взаимосвязь пациент—врач отнюдь не нова, она упомянута более 500 лет назад в трудах Эразма Роттердамского по поводу классической концепции дружбы.
Как врачи мы стремимся, чтобы у пациентов поправилось здоровье и возникало ощущение облегчения после встречи с нами. Основные элементы целительства в разных культурах включают:
- Осмысленное объяснение болезни.
- Выражение заботы и интереса.Возможность овладеть ситуацией, контролируя болезнь и симптомы.
При опросе семейных врачей (300) в ходе указанной инициативы выяснилось, что описание удовлетворения от профессии сводится в основном к следующему:
-
Глубокие отношения, развившиеся с пациентами за эти годы (54%).
-
Разнообразие, ни один день никогда не повторяется (54%).
-
Реальное влияние на жизнь других создает четкое ощущение приносимой пользы (48%).
-
Работа заключается не в лечении болезни, но в заботе о пациенте в целом
ОБУЧЕНИЕ ПО ПРИМЕРАМ
Для того чтобы извлечь уроки из контакта с пациентом, врачу нужно:
- Выходить за пределы своего мировоззрения и принимать точку зрения и систему взглядов пациента.
- Избегать стереотипов, уклонов и догм.
- Активно сопереживать в ходе беседы, рассматривать пациента в контексте ситуации и занимать позицию как отражения, так и размышления.
- Подчеркивать достоинство и самообладание пациента в группе сочувствующих, которая может включать семью, друзей, помощников и общественные ресурсы.
- Проявлять снисхождение к разнице во мнениях или отказу, не отталкивая пациента.
- Встреча с каждым пациентом должна рассматриваться как пересечение разных культур.Западная традиция обучения медицине предполагает подготовку врача-клинициста к деятельности в мире проблем и решений, что зачастую не соответствует потребности пациентов найти объяснение болезни, высказаться и встретить понимание, научиться полноценной жизни при хронической болезни.
ПРЕИМУЩЕСТВА ХОРОШИХ ОТНОШЕНИЙ ВРАЧ-ПАЦИЕНТ
Помимо взаимовыгодного расширения медицинского опыта хорошие отношения между врачом и пациентом дают следующие преимущества:
- Удовлетворение работой врача в три раза повышает соблюдения полученных предписаний.
- Существует прямая связь между удовлетворенностью пациента и получаемой врачом информацией.
- Представление медицинской информации пациенту положительно влияет на принятие ими решений.
ОСНОВЫ ХОРОШИХ ОТНОШЕНИЙ ПАЦИЕНТ
Хотя отношения между врачом и пациентом можно рассматривать и как контракт на оказание услуг, д-р Кандиб утверждает, что такой подход не соответствует развитию здоровых отношений, основу которых должно составлять «безоговорочно позитивное внимание», милосердие, забота и нормы нравственного поведения.Кроме того, контракт не рассчитан на непредсказуемые ситуации и не учитывает неравенства между врачом и пациентом. Кандиб подчеркивает, что клиницист обязан использовать свою власть во благо пациента. Ниже приводятся способы поддержки пациента:
- Определение связанных с контекстом проблем пациентов в отношении угнетения-признания (например, бедность, раса, религия, половое предпочтение) и источников неравенства и притеснения, которые влияют на состояние их здоровья, с целью обозначения и поддержки действительности, в которой пребывает пациент.
- Выраженное сопереживание при контакте с пациентом способствует его уверенности благодаря постороннему признанию.
- Уважать личность пациента (особенно при нарушениях познавательной или иной функции).
- Реагировать на изменяющиеся возможности пациента, приспосабливая, координируя и меняя все необходимое для движения в верном направлении.
- Язык поможет укрепить позиции пациента путем совершенствования формы запросов, объяснений и переживаний. Это может включать и расспросы о насущных потребностях, мнение о собственных проблемах и возможной помощи со стороны клинициста, рассказ о том, какая из прошлых попыток оказалась удачной.
- Серьезное отношение к пациенту подразумевает уважительное отношение к его страхам, небанальный разбор опасений и отсутствие спешки при выяснении, предотвращая возможный вред и осложнения.
- Поддержка выбора и контроль проводятся с учетом приоритетов самого пациента, даже если его состояние далеко не лучшее; при этом пациенту необходимо обеспечить возможность выбора, включая отказ от наблюдения.
- Для получения социального и исторического контекста нередко необходимо выяснить историю заболевания в течение длительного периода.
- Клиницист информирует пациента, выясняя, что именно уже известно и что требуется узнать, а также отвечая на поставленные вопросы. Специалисты должны обсудить риск и достоинства предложенного для пациента диагностического или лечебного плана и обеспечить пациента необходимой информацией для принятия собственного решения.
Некоторые пациенты предпочитают, чтобы относящиеся к медицине решения принимались врачом, в этом случае врач должен выяснить предпочтения пациента.
Забота является существенным элементом взаимоотношений врача и пациента. Забота как элемент связи с пациентом возникает в процессе отношений. В этом контексте клиницист воспринимает чувства пациента, определяет значение симптома или заболевания в его жизни, выражает свои истинные чувства (вне связи с восприятием чувств пациента) и готовность к самопожертвованию (например, соглашаясь при возможности сделать для пациента что-либо сверх обычного). Заботясь о пациентах, врач не должен забывать о себе.
ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ ОТНОШЕНИЙ ВРАЧ-ПАЦИЕНТ
Одним из вариантов улучшения общения является проведение опроса с ориентацией на пациента. Метод направлен на выявление планов пациента для более быстрого соответствия запросам. Самораскрытие используется для ролевого моделирования и направления, проявления сочувствия, формирования доверия и установления более тесной связи в контексте взаимных представлений об отношениях. При этом самораскрытие всегда ограничено обязательством не злоупотреблять доверием пациента, т. е. оно не должно восприниматься как призыв к помощи или близости. Кроме того, благоразумнее отказаться от зашедших в тупик тем и не настаивать на повторении (когда опрос становится расследованием).
РАСШИРЕНИЕ ВОСПИТАНИЯ ИЛИ ПРОСВЕЩЕНИЯ
Шаги для максимального образования пациента с целью изменения поведения:13
- Понимание роли мнения врача для мотивации изменения.
- Сфокусированность на пациенте и отзывчивость по отношению к пациенту (например, оцените готовность измениться, пожелания пациента относительно самостоятельности или помощи в принятии решения).
- Поощрение пациента выбрать одну или самое большее две поведенческие цели за один раз.
- Специфичность в даваемом совете.
- Обеспечение заинтересованности пациента в изменении.
- Использование разных стратегий, нередко в течение длительного времени и с привлечением консультантов.
- Использование социальной поддержки, когда это возможно.
- Гарантия адекватного наблюдения в отдаленные сроки.
Некоторое руководство для обсуждения клинических симптомов с пациентами в процессе принятия медицинских решений можно найти в литературе. Несмотря на нехватку клинических результатов в данной области, авторы систематического обзора обнаружили следующее:
- Методы объяснения клинической ситуации пациенту включают термины общего характера без количественных показателей, цифровое выражение клинических симптомов, графическое изображение и помощь в принятии решения.
- Согласно полученным при опросе фокус-групп данным, клиницисты дают создать возможность выбора и/или альтернативу до выяснения у пациентов предпочтительного варианта принятия решения или получения информации.
- Желательно абсолютное снижение риска.
- Порядок представления информации и временные рамки исходов могут оказать влияние на понимание пациента.
- Ограниченные доказательства свидетельствуют о целесообразности использования графиков с человеческими фигурками или лицами для оценки вероятности событий и вертикальных гистограмм для сравнительной информации.
- Менее образованные и пожилые пациенты предпочитали пропорции в процентах и не воспринимали доверительные интервалы.