Средняя степень умственной отсталости - имбецильность, характеризуется коэффициентом IQ со значением от 20 до 50. Речь и мышление отличаются пре­дельной конкретностью, тугоподвижностью. Образование суждений, общих поня­тий, использование сравнений, символов невозможно. Запас знаний и сведений о жизни ограничивается бытовыми, сугубо повседневными проблемами и вопроса­ми. Имбецилы в соответствии с программами вспомогательных школ необучаемы. В последние годы в ряде городов страны возникли экспериментальные группы и классы, чаще при вспомогательных школах или в виде частных специализирован­ных учебных заведений, где опытные олигофренопедагоги берутся за их обучение. Навыки самообслуживания и самые простые виды труда доступны. Они могут мыть пол, стирать, носить тяжести, убирать мусор, чистить картофель, ухаживать за скоти­ной. Однако у них отмечаются психопатодобные нарушения, могут быть задержка или раннее развитие сексуального влечения с формированием извращений. В качес­тве чрезвычайно подчиняемых и пассивных личностей могут быть субъектами, ис­пользующимися вменяемыми преступниками при совершении правонарушений, преимущественно хищений личного или общественного имущества. Признаются недееспособными при экспертизе в гражданском процессе и невменяемыми при эк­спертизе по уголовным делам. Представляем описание психического состояния в одном из актов АСПЭ по определению недееспособности:

«Сознание не помрачено, свое имя и фамилию называет верно, отчество назвать не может, лишь бессмысленно улыбается в ответ на вопрос об отчестве. Текущий год не знает, месяц и дату назвать не может. Время года определяет верно — зима. Ее призна­ками считает только снег, других назвать не может. Адреса не знает. Свой возраст оп­ределить не в состоянии. Сильно заикается, речь невнятна, выражено дизартрична. Со­общает, что моет пол, помогает нянькам ухаживать за слабыми больными — «лежака­ми». Левую и правую сторону не дифференцирует. На вопрос, где находится солнце, отвечает, что на небе, луна — тоже на небе. На вопрос, чем отличается луна от солнца, ответить не может. Правильно называет некоторые предметы — ключи, ручка, очки. Но предназначение этих предметов не определяет. Арифметические действия выполнять не может, не читает, не пишет. Движения угловатые, неловкие. Берет в руки часы, тщательно разглядывает, при попытке перевернуть циферблатом к себе роняет из рук. На вопрос, чем отличается мужчина от женщины, заливаясь смехом, сообщает, что у женщины юбка, а у мужика — штаны.

Легкая степень умственной отсталости именуется дебильностью. Коэффици­ент IQ колеблется в диапазоне от 50 до 80. При этом в диапазоне от 70 до 80 под­разумевают пограничную умственную отсталость, при которой в подростковом возрасте врачи-психиатры, как правило, диагностируют задержку психического развития. С экспертной точки зрения, дебильность — наиболее важная степень умственной отсталости. Если диагностируется легкая дебильность, лица, совер­шившие правонарушения, или граждане, проходящие по гражданским делам, признаются, как правило, вменяемыми и дееспособными. Выраженная дебиль­ность предполагает невменяемость и чаще всего недееспобность. Основные кли­нические критерии дебильности:

  •  относительная сохранность внимания и механической памяти (встречают­ся пациенты с дебильностью, способные запоминать большие куски текста наизусть);
  •  примитивность, конкретность суждений, невысокий уровень отвлечения и обобщения. Изумительный пример конкретности мышления приводит Б.В. Зейгарник в «Патопсихологии».

Пациент при классификации объединил в одну группу яйцо, ложку, нож; в другую — тетрадь, перо, карандаш; в третью — замок, ключ, шкаф; в четвертую — галстук, перчатки, нитки и иголки. При этом он объяснил, что когда пришел с работы, закусил яй­цом из ложечки, отрезал себе хлеба, потом немного позанимался, взял тетрадь, перо и ка­рандаш. Недавно по телевидению было показано выступление одного из юмористов. Он рассказывал об анекдоте, в котором несколько мужчин никак не могли замерить высо­ту столба, пытаясь установить его вертикально и залезть для измерения на верхушку. Когда проходящий мимо человек предложил им опустить столб на землю и измерить его, бригадир ответил: «Недоумок, нам нужно знать не длину столба, а высоту!»

Это и есть конкретно-ситуационное мышление;

  •  малая дифференцировка эмоциональных реакций;
  •  способность к обучению по программам коррекционных школ или классов; преподаватели массовых школ признают, что объем знаний, получаемых ребенком в коррекционной школе за девять классов, соответствует, при­мерно, 4—5-м классам общеобразовательной школы;
  •  возможность овладения целым рядом простых специальностей — плотника, бетонщика, штукатура, маляра, каменщика, плиточника, дворника, груз­чика, простыми видами слесарных работ, дорожного рабочего и т.д. В ка­честве клинического примера приведем выписку из реального акта АСПЭ по определению недееспособности.