1. Приблизительно 40% общего кальция сыворотки связано с белками, при этом 80-90% этого количества с альбуминами. Снижение содержания альбумина в сыворотке Приведет к уменьшению количества связанного в белком кальция, и, следовательно, к уменьшению содержания общего кальция в сыворотке. Эту взаимосвязь можно выразить количественно, если учесть, что концентрация кальция уменьшается 0,8 мг% в ответ на снижение содержания альбумина на 1 г%. Глобулины оказывают в этом отно­шении гораздо более слабое действие. При умень­шении концентрации глобулинов сыворотки на 11% происходит снижение концентрации кальция приблизительно на 0,12 мг%. Изменения pH так­же влияют на степень связывания кальция с белками. Изменение pH на 0,1 единицы изменяет концентрацию связанного с белками кальция на 0,12 мг%.
  2. Снижение концентрации в сыворотке крови ионизированного кальция чаще всего наблюдается в результате проведения ре­анимационных мероприятий при тяжелой трав­ме. Этиологические факторы многообразны, в их числе можно назвать переливание большого ко­личества кристаллоидных растворов и цитратной крови, введение йодированного контраста и ис­кусственная вентиляция легких в режиме гипервентиляции у больных с тяжелой черепно-мозго­вой травмой. Неясно, как часто при таких состоя­ниях снижается концентрация ионизированного кальция, но это следует предполагать, если разви­вается рефрактерная к терапии гипотония и про­исходят нарушения процессов электромеханиче­ского сопряжения в миокарде. Снижение уровня Ионизированного кальция наблюдается также при плазмо- и цитоферезе, если донор получает мало кальция для нейтрализации действия вводимого во время проведения процедуры цитрата.
  3. Паратиреоидный гормон (ПТГ) —это одно­цепочечный полипептид с молекулярным весом 9500, состоящий из 84 аминокислот. Биологическая активность свойственна N-концу, состоящему из последовательности аминокислот с 1 по 34. Воздействие ПТГ на почки и кости осу­ществляется посредством активации аденилатциклазы, катализирующей образование циклического аденозин-3’, 5’-монофосфата (циклического АМФ). Для количественного определения ПТГ применяется несколько методик радиоиммунного анализа. Эти методики включают определение N-концевой части гормона, С-концевой части и целой молеку­лы. Радиоиммунный анализ С-концевой части или целой молекулы в большей степени соответствует клиническим признакам нарушения секреции гор­мона в отсутствие почечной недостаточности. В этих случаях в крови накапливаются неактив­ные С-концевые фрагменты. Поэтому при почеч­ной недостаточности следует определять концен­трацию активного паратиреоидного гормона, ис­пользуя методики связывания N-концевых участ­ков его полипептидной цепи.
  4. Самой частой причиной гипопаратиреоза является хирургическое удаление одной или больше паращитовидных желез по поводу их аденомы или гиперплазии. Повреждение желез может также иметь место при операциях на щитовидной железе или вообще при обширных хирургических вмешательствах на шее. Обычно падение уровня кальция в сыворотке крови быва­ет кратковременным и преходящим и обусловлено подавлением секреции паратиреоидного гормона, длительно существовавшей гиперкальциемией или быстрой реминерализацией костной ткани, как это бывает при синдроме голодных костей (см. пункт 17). В таких случаях уровень кальция в сы­воротке не опускается ниже 8,5 мг%, и снижение длится не более 7-10 дней. Более длительная или более выраженная гипокальциемия говорит о воз­можном необратимом поражении паращитовид­ных желез, и тогда надо незамедлительно начи­нать соответствующее лечение. Инфильтративные заболевания паращитовидных желез, такие как амилоидоз, гемохроматоз (в сочетании с талассемией или болезнью Вильсона) и метастазы злока­чественных опухолей также могут стать причиной гипопаратиреоза. Идиопатический гипопаратиреоз начинается либо в раннем детстве в случае рецес­сивного, сцепленного с иолом наследования гене­тической патологии, либо в подростковом возрасте как проявление аутосомно-рецессивного генетиче­ского расстройства. Гипопаратиреоз может соче­таться с надпочечниковой недостаточностью. Опи­сана его связь и с пернициозной анемией. Кроме того, прямо подавлять продукцию паратиреоидно­го гормона могут аминогликозидные антибиотики и некоторые цитотоксические средства.
  5. Витамин D присутствует во многих расте­ниях, а в виде 7-дегидрохолестерола и в коже человека. Под действием ультра­фиолета это соединение превращается в холекальциферол (витамин D3), первичный эндогенный источник витамина D. Более короткая продолжи­тельность солнечного облучения в крайних север­ных и южных широтах приводит к снижению со­держания витамина D в сыворотке крови. В пече­ни витамин D3 метаболизирует с образованием 25-гидроксивитамина D3 (кальцифедиола). Далее кальцифедиол проходит кишечно-печеночный круг кровообращения, а затем попадает в почки, где под воздействием фермента гидроксилазы превраща­ется в 1,25-дигидроксивитамин D3 (кальцитриол). По своему биологическому действию кальцитриол является самой активной формой витамина D. В организме витамин D усиливает всасывание кальция и фосфата в кишечнике, а также, возмож­но, минерализацию костей. Продукция кальцитриола увеличивается под действием паратирео­идного гормона, уменьшения поступления каль­ция с пищей и гипофосфатемии. Значительное уменьшение образования кальцитриола отмечается при далеко зашедшей почечной недостаточности. Кальцитриол существует также в 24,25-дигидроксилированной форме, но ее роль пока неясна.

Алгоритм диагностики при гипокальцемии