1. Инсулинпродуцирующие опухоли не под­чиняются регуляторным механизмам об­ратной связи, то есть секреция инсулина опухолью не подавляется низким содержанием глюкозы в крови. Лучшим показателем соотноше­ния глюкозы и инсулина является глюкозо-инсулиновое отношение. Отношение концентрации глюкозы в плазме (мг/дл) к концентрации инсу­лина (мкМЕ/мл) обычно превышает 2:1. Если ко­личество эндогенного инсулина возрастает, как это обычно бывает при инсуломе, то коэффициент становится меньше 2:1. Возможно, более инфор­мативным для подтверждения относительной гиперинсулинемии является содержание инсулина в плазме, которое остается неадекватно высоким, несмотря на гипогликемию. Если уровень со­держания инсулина в плазме крови превышает 6 мкМЕ/мл, то больному ставится диагноз гипе- ринсулинемического состояния.
  2. При подозрении на искусственную гипо­гликемию следует определить содержание в сыворотке крови С-пептида. С-пептид — это фрагмент эндогенного проинсулина, отщеп­ляемый от последнего с образованием активного инсулина Если увеличивается секреция эндогенно­го инсулина, то одновременно и в равных количест­вах увеличивается образование С-пептида. Таким образом, если скрытно вводится экзогенный инсу­лин, то секреция собственного инсулина подавляет­ся, и одновременно уменьшается содержание в крови С-пептида Поскольку инсулин выводится из крово­тока печенью, а С-пептид почками, то его концентра­ция в крови увеличивается при почечной недостаточ­ности. Уровень С-пептида повышается при одновре­менном существовании почечной недостаточности и инсуломы. Для выявления инсулин-секретирующей опухоли проводят провокационные пробы. К этим пробам относятся тест с подавлением секре­ции С-пептида, тест с внутривенным введением тол- бутамида и проба с подавлением секреции в/в вве­дением глюкагона. Тест с подавлением секреции C-пептвда позволяет подтвердить избыточную сек­рецию инсулина, поскольку отсутствует подавление секреции С-пептида после в/в введения инсулина
  3. Тест с в/в введением толбутамида проводится в ходе трехчасового исследования. Больной с инсуломой отвечает на введение толбутамида необычно сильным снижением уровня глюкозы в плазме. При проведении этого теста уровень инсулина в плазме для диагностики определяется редко. Внутривенное введение глюкагона повышает уровень глюкозы крови и одновременно приводит к высвобождению в кровь инсулина. Если пик инсулинового ответа превышает 130 мкМЕ/мл, то можно говорить об ин­суломе с вероятностью от 50 до 80%.
  4. Пероральные сахароснижающие средства (чаще всего производные сульфонилмоче­вины) могут стимулировать секрецию про­инсулина, что, естественно, сопровождается повы­шением концентрации в крови С-пептида. Поэтому тест на выявление инсуломы окажется бесполез­ным, если перед исследованием испытуемый тайно принимал препараты сульфонилмочевины. Таким образом, прежде чем продолжить исследование с це­лью выявления локализации опухоли, необходимо исключить факт приема сахароснижающих ле­карств. Если имеется подозрение на тайный прием таких препаратов, то следует определить концентра­цию сульфонилмочевины в сыворотке крови.
  5. На фоне повторного введения экзогенного инсулина почти всегда формируются ан­титела к инсулину, поэтому при подозре­нии на введение больным экзогенного инсулина можно также измерить содержание в его крови ан­тител к инсулину. При этом надо иметь в виду, что такие антитела иногда образуются у людей, которые никогда не получали инъекций инсулина.
  6. Инсулинома — редкое заболевание и встре­чается в популяции с частотой 1:4000. Сред­ний возраст манифестации болезни — 50 лет; чаще страдают женщины (60%). Инсулинома может быть составной частью синдрома множест­венной эндокринной неоплазии первого типа; в этом случае диагноз как правило ставится на третьем десятилетии жизни. Большинство инсу­лином — одиночные доброкачественные опухоли (80%); однако иногда они могут быть множествен­ными или злокачественными. Гипогликемия, обу­словленная инсулиномой, обычно развивается бо­лее чем через пять часов после приема пищи. Диаг­ноз ставится на основании неадекватно высокого уровня инсулина в крови на фоне низкого содержа­ния в ней глюкозы, однако для уточнения диагноза применяют также ряд провокационных эндокрин­ных проб (см. пункт 10). Для анатомической лока­лизации опухоли используют несколько методик, включая ультразвуковое исследование и ангиогра­фию поджелудочной железы. Как правило, инсулиномы — хорошо васкуляризованные опухоли. Если результаты провокационных тестов оказываются отрицательными, то следует подумать об опухоли из неостровковых клеток.
  7. Изредка встречаются больные, в организме которых продуцируются антитела к рецеп­торам инсулина. Эти антитела выступают в роли агонистов инсулина и при взаимодействии с его рецепторами могут вызывать гипогликемию. По большей части такие больные страдают инсулинрезистентным сахарным диабетом, а наличие у них антител к инсулиновым рецепторам объясня­ют сопутствующим аутоиммунным заболеванием.
  8. Гипогликемия может быть обусловлена различными мезенхимальными опухолями. (Приблизительно 65% таких опухолей лока­лизуются в животе; из них чаще всего встречается забрюшинная фибросаркома. Остальные 35% опу­холей расположены как правило в грудной клетке. Этиология вызванной опухолями гипогликемии многофакгорна. Из возможных механизмов ее раз­вития можно назвать высокое потребление глюко­зы тканью опухоли, нарушение регуляции содер­жания глюкозы в крови или метастатическое пора­жение таких эндокринных желез, как надпочечни­ки. Как правило, при гипогликемиях, вызванных мезенхимальными опухолями, в крови определяет­ся сравнительно низкий уровень содержания инсу­лина и низкая концентрация глюкозы (в отличие от высокой концентрации инсулина, которая обнаруживается при инсулин-продуцирующих опухо­лях). Внепанкреатические опухоли могут также продуцировать инсулиноподобный фактор роста (ИФР), который способен вызвать гипогликемию. К опухолям, способным продуцировать ИФР, от­носятся фибросаркома, неврилеммома, лейомиосаркома, мезотелиома и гемангиоперицитома.

Гипогликемия и алгоритм диагностики