Эндобронхиальная биопсия

Диагностический бронхоальвеолярный лаваж (БАЛ) известен как простой и безопасный метод, обеспечивающий прижизненное исследование нереспираторных функций легких, на основе изучения клеточных, белковых, липидных и других компонентов бронхиаль­ного и альвеолярного содержимого.

Используя цитологические, иммунологические, бактериоло­гические, морфологические, а также электронномикроскопические методы в оценке бронхоальвеолярного смыва (БАС), можно устано­вить определенные тенденции и даже закономерности в изменении жизнеспособности клеток, их функциональной активности, а так­же нарушения соотношений между отдельными элементами при различных патологических процессах, развивающихся в легочной ткани. Эти изменения зависят не только от этиологии патологиче­ского процесса, но и от его активности. Нормализация некоторых показателей клеточного состава БАС может служить контролем эффективности проведенной терапии. При заболеваниях, для которых характерно образование специфических клеток и тел (гемосидероз, канцероматоз, гистиоцитоз X и др.), информативность БАС может быть приравнена к биопсийным манипуляциям, поэтому БАЛ необходимо считать диагностической процедурой, или «жидкостной биопсией» [Ferlinz R.H., 1989].

При изучении неклеточных элементов и составных частей полученного смыва были зафиксированы значительные изменения в содержании белков и липидов, а также диспропорции в соотноше­нии их различных фракций при всех видах легочной патологии. Вы­раженность этих явлений зависит также от причины и активности патологического процесса.

Годом рождения диагностичечского БАЛ можно считать 1961 год, когда O.V. Myrvik и соавт. смогли промыть бронхи с целью по­лучения альвеолярных макрофагов и их изучения. Технический про­гресс позволил совершенствовать методику лаважа бронхов, и в 1973 г.

В. Cantrell и соавт. впервые провели бронхоальвеолярный лаваж через фибробронхоскоп. В настоящее время этот метод широко используют при диффузных интерстициальных поражениях легких.

Для проведения БАЛ, как правило, используют гибкие эндо­скопы. Это исследование можно проводить при поднаркозной брон­хоскопии с помощью жесткого бронхоскопа.

Рис.2.1. Проведете бронхоаль¬веолярного лаважа с использованием жесткого бронхоскопа.

Рис.2.1. Проведете бронхоаль­веолярного лаважа с использо­ванием жесткого бронхоскопа. 1 - корпус бронхоскопа; 2 - тубус бронхоскопа, введен­ный в правый главный бронх; 3 - направителъ; 4 - рент­геноконтрастный катетер, установленный в устье сегментарного бронха; 5 - про­бирка для бронхоальвео­лярного смыва, соединенная трубкой; 6 - 1 электроотсос для аспирации; схема

Техника выполнения БАЛ. В положении лежа после осмотра всего бронхиального дерева фиброскоп устанавливают в просвете устьев передних сегментарных бронхов (III, IV, V, VIII) (рис. 2.1). Для промывания бронхоальвеолярной структуры выбранного легочного сегмента используют теплый (37°) изотонический раствор на­трия хлорида в объеме 50 мл и более, всего 150-200 мл с аспирацией каждой порции полученного бронхоальвеолярного смыва в стеклян­ную или силиконизированную емкость электроотсосом при отрицательном давлении 50-100 мм рт. ст. (рис. 2.1).

Следует подчеркнуть, что изотонический раствор натрия хло­рида вводят под определенным, максимально допустимым ручным давлением на шприц для преодоления сопротивления узкого канала эндоскопа или катетера. Порционное (по 50 мл трижды) исследование получаемого смыва мы считаем нецелесообразным ввиду того, что ре­зультаты наших исследований подтвердили отсутствие существенной разницы в содержании клеточных элементов бронхиального эпителия (не более 4%) в каждой порции. Площадь омываемого участка легко­го при сегментарном лаваже, рассчитанная морфометрическим мето­дом, составляет от 338 до 711 см2 в зависимости от возраста и консти­туции человека. Предпринятая попытка определить объем легочного субсегмента при ЖЭЛ, равной 6000 мл, свидетельствовала о том, что он составляет 165 мл [Тарковская Н.Э., 1982]. В связи с тем, что аль­веолярная поверхность в 100 раз превышает поверхность бронхов, на­ходящихся дистальнее устья субсегментарного бронха, получаемый бронхоальвеолярный смыв в большей мере отражает состояние именно альвеолярных поверхностей исследуемой части легкого.

До настоящего времени дискутируется вопрос о влиянии на состав получаемого смыва препаратов, используемых для местной анестезии. Известно, что местные анестетики обладают выражен­ной липофильностью, что может влиять на фосфолипидный состав смыва [Прянишникова Н.Т., 1975]. Установлено также, что лидока- ин практически не попадает в лаважную жидкость и тем самым не влияет на клеточную активность смыва [BaserYetal, 1982]. БАС в те­чение часа можно сохранять при комнатной температуре без потери жизнеспособности и функциональной активности клеток. Это мож­но объяснить тем, что раствор, в котором они находятся, содержит внеклеточные секреты, характерные для альвеол и дистальных отде­лов воздушных путей [Rankin J. et al., 1986]. Наличие значительного гнойного содержимого в просвете бронхов является противопоказа­нием к проведению БАЛ.

Основная задача БАЛ - получение клеток, а также внеклеточ­ных белков и липидов, которые имеются на эпителиальной поверх­ности альвеол и терминальных бронхиол. В настоящее время лабо­раторные исследования БАС включают определение значительного
числа компонентов, для чего применяют цитологические, биохими­ческие, иммунологические, микробиологические и другие методы исследования [Haslan Р., 1984].

В настоящее время наиболее распространено исследование кле­точного состава БАС, так называемой эндопульмональной цитограм­мы (при подсчете не менее 500 клеток в осадке, полученного после центрифугирования лаважной жидкости). В клеточном составе БАС у здоровых людей содержатся 87-93% альвеолярных макрофагов, 7-10% лимфоцитов, 1% нейтрофилов и менее 1% эозинофилов. Известно так­же, что 70% лимфоцитов - это Т-клетки (Т-хелперы составляют 50%, Т-супрессоры - 30%, Т-киллеры - 7%). В-лимфоциты составляют 5-10%, нуль-клетки - 19%. Общее число клеток подсчитывают в 1 мл смыва, используя счетную камеру Горяева. В норме у здоровых людей количество клеток БАС колеблется от 0,2х106 до 15,6x10 .

Жизнеспособность альвеолярных макрофагов (AM) опреде­ляют с помощью окраски трипановым синим нежизнеспособных AM и подсчете их в счетной камере Горяева или Фукса-Розенталя (на 100 клеток). В норме у здоровых людей она составляет 81,6% и более. Под влиянием курения изменяется не только общее число клеток БАС, но и его клеточный состав. У курящих нередко возрас­тает общее число клеток в БАС за счет AM и увеличения числа ней­трофилов. Продолжительность жизни AM варьирует от 1 до 5 недель, лейкоцитов - до 10 дней и меньше [Shorter et al., 1966]. AM и лейко­циты являются основными фагоцитирующими клетками, секрети- рующими биологически активные вещества (лактоферин, лизоцим, кислые гидролазы и др.), разрушающие и поглощающие микробные и другие тела, а также частицы.

AM играют важную роль в реакциях иммунитета при легочной патологии, в частности при легочных гранулематозах - туберкуле­зе и саркоидозе, аллергическом альвеолите. М.М. Авербах и соавт. (1988) в сравнительном исследовании Е-РОК в лаважной жидкости и крови при различных заболеваниях установили, что у больных при саркоидозе, туберкулезе и ЭАА содержание Т-клеток в БАС и крови различное. При этом Т-клеточная популяция лимфоцитов в матери­але БАС была значительно выше, чем в крови больных саркоидозом (63,4 и 42,8% соответственно) и туберкулезом (59,1% в БАС и 45% в крови).

Таким образом, БАЛ с позиций иммунологических исследова­ний позволяет изучить состояние локального иммунитета при раз­личной легочной патологии. AM играют важную роль в реакциях им­мунитета, и эта ответственность AM зависит от их жизнеспособности и функционального состояния.

Л.Ю. Тимашева (1988) установила, что жизнеспособность (ЖС) и фагоцитарная активность (ФА) AM находятся в прямой зависимо­сти от доли лимфоцитов в цитограмме БАС независимо от патологии. Если в норме ЖС AM составляет от 81,16% и более, то при активном туберкулезе она снижается до 50%, а при саркоидозе, так же как и при ЭАА, она повышается до 86-92%. Чем выше ЖС и ФА AM, тем больше лимфоцитов в цитограмме БАС. Это свидетельствует об ак­тивности процесса, развитии в ткани легкого продуктивной реакции и ограничении фокуса воспаления. Эти данные хорошо коррелируют с результатами клинико-лабораторного и рентгенологического обсле­дования больных. Лейкоцитов в нормальной эндопульмональной ци­тограмме у здорового человека практически нет (не более 1,5%). Их роль значительно повышается при любом воспалительном процессе в бронхолегочной системе, хотя следует отметить, что у курящих повы­шается содержание лейкоцитов в цитограмме. При выраженном вос­палении в системе бронхи-легкие число лейкоцитов (лизирующих и фагоцитирующих) резко возрастает (до 60-70%).

Эозинофилов в норме в БАС нет. Их появление обусловлено ал- лергизацией слизистых оболочек всех градаций (от 2-3 до 17-20-й). Этот феномен наблюдают у больных бронхиальной астмой, особенно при тяжелой форме и астматическом статусе в БАС обнаруживают эозинофилы в 38% случаев и более. По данным Э.Х. Анаева (1994), эозинофилы содержат большое количество активных субстанций (гистаминаза, эозинофильная пероксидаза, лизофосфолипаза, про- стагландины, фактор активации тромбоцитов, эозинофильный ней­ротоксин и др.) [Анаев Э.Х., 1994]. Электронномикроскопическое исследование клеток БАС необходимо при гетерогенности легочного диффузного процесса, требующего дифференциальной диагности­ки. Оно позволяет определить функциональное состояние и полно­ценность фагоцитов, выявить неблагоприятные факторы, связанные с наличием профессиональных вредностей, или нарушения метаболических процессов в легких.

Таким образом, цитоморфологическое исследование БАС яв­ляется перспективным диагностическим методом в пульмонологии. Этот дополнительный метод исследования - решающий в диагно­стике легочной патологии и определяющий лечебную тактику. Эндопульмональная цитограмма отражает патологический процесс, раз­вивающийся в легочной ткани [Хмелькова Н.Г., 1986].