В основе второй концепции образования бронхолитов лежит теория нарушения обменных процессов в организме человека по ана­логии с почечно-, желчно- и легочнокаменной болезнями.

Бронхолитиаз правого главного бронха у больной 24 лет

Рис.3.8. Бронхолитиаз правого главного бронха у больной 24 лет. а - рентгенограмма; б - эндофото бронхолит белого цвета; в - рубцовый стеноз устья правого главного бронха после удаления бронхолита

Сторонники третьей концепции образования бронхолитов ут­верждают, что солями извести и фосфора пропитываются или обрастают при длительном патологическом процессе в бронхах и легком густые комочки слизи, казеозные массы, мелкие инородные тела, грибковые поражения бронхов, особенно после операции, осложнив­шейся хроническим воспалением культи. Такой вариант образова­ния камня в бронхе возможен, но редко [Митряков И.Ф., 1964].

Мы наблюдали 32 больных с бронхолитиазом в возрасте от 17 до 69 лет. Из 32 больных с синдромом бронхолитиаза у 14 легоч­ный анамнез отсутствовал, а у 18 пациентов имел место туберкулез внутригрудных лимфатических узлов в детском или подростковом возрасте. На основании рентгенологических данных можно было достаточно обоснованно утверждать, что все наблюдавшиеся нами больные в прошлом перенесли специфическое (туберкулезное) пора­жение внутригрудных лимфатических узлов, о чем свидетельствова­ли многочисленные кальцинаты в корнях легких. Из всех симптомов лишь один можно считать патогномоничным для бронхолитиаза - откашливание камней различной величины. Выделение «камешков» с мокротой при кашле нам удалось установить у 6 из 32 больных. Это можно объяснить тем, что чаще выкашливаемые камни слишком малы по размеру и их не принимают во внимание как сами больные, так и врач. Из других симптомов, которые выявляют при бронхоли- тиазе, следует отметить кашель, боль в груди, одышку, кровохарка­нье. Этот симптомокомплекс по существу определяется характером и клинической картиной вторичных неспецифических осложнений камней бронхов (бронхит, пневмония, бронхоэктазы и реже абсце- дирование легочной ткани, расположенной дистальнее камня-брон­холита). Иногда это заболевание диагностируют уже после резекции части или всего легкого [Слепуха И.М., 1976]. Таким образом, для бронхолитиаза как заболевания характерен ряд симптомов (кашель, боль в грудной клетке, бронхиальная колика, кровохарканье и от­кашливание камней). Нередко бронхолитиаз (по нашим наблюдени­ям, в 22% случаев) осложняется опасными легочными кровотечени­ями, имеющими, как правило, рецидивирующий характер.

Чем меньше диаметр бронха, в котором находится камень, тем чаще мы диагностировали острое пневмоническое начало болезни, и наоборот. Даже в тех случаях, когда камень обтурировал бронх не полностью, развивающиеся грануляции приводили к окклюзии бронха. Этого достаточно для возникновения острого или хрониче­ского воспаления с формированием в ряде случаев бронхоэктазов с потерей функции части легкого.

Приводим наблюдение.

Больная К 46 лет, поступила в клинику с диагнозом «ин- фильтративный туберкулез верхней доли левого легкого в фазе рас­пада, ВК-». Заболевание началось остро: температура повысилась до 38-39°С, сильный приступообразный кашель с небольшим коли­чеством мокроты, боль в левой половине грудной клетки. При посту­плении фебрильная температура, кашель с мокротой, окрашенной кровью.

Гемограмма: лейкоцитоз до 17, сдвиг влево до 15 палочко­ядерных, СОЭ - 38 мм/ч. На рентгенограмме верхняя доля слева затемнена гомогенно и уменьшена в объеме с четкой нижней грани­цей. Трахея несколько смещена влево. Учитывая возраст больной, отсутствие микобактерий туберкулеза в мокроте, возникло подо­зрение на рак легкого, осложнившийся обструктивной пневмонией, проведена диагностическая бронхоскопия: в устье Б слева обнару­жен бронхолит, обтурирующий просвет этого бронха почти полно­стью. Слизистая оболочка верхнедолевого бронха слева диффузно гиперемирована. Вследствие невозможности прямого захвата камня (Б слева отходит под углом в 115°) выполнена катетеризация это­го бронха с диагностической и лечебной целями. При прохождении сердечного катетера по сегментарному бронху зафиксировано пре­пятствие (бронхолит), которое удалось несколько сместить. Прове­дена катетер-биопсия. После бронхоскопии у больной был сильный кашель, который разрешился отхождением бронхолита. В дальней­шем вследствие ликвидации окклюзии бронха была восстановле­на его проходимость. Больной проведено лечение антибиотиками широкого спектра действия и противотуберкулезными препарата­ми с клинико-рентгенологическим улучшением и выздоровлением больной.

При бронхоскопическом обследовании 32 наблюдавшихся нами больных прямые признаки бронхолитиаза, т.е. бронхолиты, диагно­стировали у 19 больных (59,9%), причем у 15 - визуально в просвете главных, долевых и сегментарных бронхов (рис. 3.10, а, б), а у 4 боль­ных - «пальпаторно» инструментом (щипцами или катетером) в дис­тальных отделах сегментарных бронхов. У остальных 13 больных эн­доскопически были выявлены косвенные признаки бронхолита в виде деформаций, стенозов, грануляций с одновременным подтверждени­ем рентгенологическим методом кальцината в «зоне поражения».

Эндоскопически мы различаем три вида бронхолитиаза: эндобронхиалъный, трансмуральный и интрамуральный. Первый вид бронхолитиаза мы наблюдали у 14 больных (43,7%), второй - у 5 (15,6%) и третий - у 13 больных (40,6%).

Бронхолитиаз правого легкого

Рис.3.10. Бронхолитиаз правого легкого.

а, б - рентгенограмма и томограмма (кальцинаты в корне правого легкого); в - эндофото (бронхолиты ярко-золотистого цвета фиксированные розовыми грануляциями в просвете правого главного бронха); г - фото (брохолиты, уда­ленные при бронхоскопии)

При эндобронхиальном бронхолитиазе секвестр кальцината полностью проникает в просвет того или иного бронха. Камни глав­ных, промежуточных и долевых бронхов бывают значительного раз­мера, достигают у ряда больных 1,5 см в диаметре. В главном и проме­жуточном бронхах они предлежат, как правило, к медиальной стенке бронха, т.е. к месту локализации бифуркационных лимфатических узлов, а в долевых - к нижнепередней стенке, которая предлежит к бронхопульмональным лимфатическим узлам. Место перфорации стенки бронха и камень, как правило, окружены крупными грануля­циями, которые как бы врастают в этот бронхолит. Продуктивная воспалительная реакция слизистой оболочки осложняется гнойным эндобронхитом. Бронхолит, находясь в просвете бронха, под влиянием воздушной струи и гнойного процесса часто изменяет свою фор­му: становится зазубренным, его грани заостряются (рис. 3.10, в, г). Сильный кашель способствует сокращению и движению бронхиаль­ных стенок вместе с фиксированными грануляциями камнем, острые края которого травмируют слизистую оболочку бронха или грануля­ции, что приводит к возникновению или усилению кровохарканья.

При локализации эндобронхиального камня в сегментарных бронхах он полностью закрывает устье этого бронха, постоянно травмируя слизистую оболочку. Вследствие этого устье данного бронха всегда стенозировано за счет отека, инфильтрации, а также часто выраженного гнойного воспаления. При вдохе камень «ухо­дит» в дистальные отделы сегментарного бронха, а при выдохе вновь хорошо виден в его устье. Дренажный гнойный эндобронхит часто не позволяет тщательно осмотреть бронхолит в сегментарном бронхе.

Для трансмурального бронхолитиаза характерно частичное «рождение» камня в просвет крупного бронха по типу «айсберга», т.е. значительная часть находится за пределами бронха и очень тесно связана с подлежащими тканями. Часть кальцината, вышедшая в про­свет бронха, выглядит более плоской, немного выступает над уровнем стенки и может достигать значительного размера (до 0,8-1 см). Вос­палительная реакция слизистой оболочки распространяется по всей окружности неподвижного бронхолита и часто имеет смешанный ха­рактер (специфический и неспецифический). Грануляции при транс­муральном бронхолитиазе, как правило, отсутствуют.

Интрамуральный бронхолитиаз описан Rabin (1970). При этом камень как бы вмурован в стенку бронха, вызывая ее резкую деформа­цию и стеноз этого участка бронхиального дерева. Если локализация интрамурального камня совпадает с устьем того или иного бронха, то стенозируется само устье долевого или сегментарного бронха. Разно­видность этого бронхолитиаза обязательно подтверждают рентгеноло­гическим исследованием с помощью томографии, в настоящее время - компьютерной. Бронхолиты могут располагаться в самых различных участках бронхиального дерева, но чаще их обнаруживают в крупных бронхах, где концентрируются бронхопульмональные лимфатические узлы (главные, долевые, промежуточный бронх справа и устья сегмен­тарных). У наблюдавшихся нами 32 больных камни бронхов располага­лись следующим образом: в главном бронхе у 2 больных, в промежуточ­ном бронхе справа у 3, в долевом бронхе у 12 и сегментарных бронхах у 15. Правосторонняя локализация камней была у 23, левосторонняя - у 9 больных.

У 25 из 32 больных авторы использовали различные виды био­псий грануляций и измененной слизистой оболочки: у 7 больных грануляции имели специфический туберкулезный характер, у 15 — неспецифический, у 3 больных бронхолитиаз сочетался с опухолью бронха и в исследуемом биопсийном материале были обнаружены клетки рака. Локализация бронхолита и рака бронха совпала у 2 больных, еще у 1 больной бронхолит был в долевом бронхе, а пе­риферический рак в той же доле легкого. Эти случаи представляют теоретический интерес: бронхолитиаз как хроническое заболевание легких предшествовал раку или рак способствовал «рождению» бронхолита. Теоретически можно преположить и тот, и другой вари­ант развития сочетанного заболевания.

Результаты наших исследований позволяют утверждать, что тактика лечения больных с камнями бронхов при туберкулезе долж­на быть строго индивидуальной. При одновременном сочетании трех заболеваний (реактивация туберкулезного процесса в кальци­нированных лимфатических узлах, наличие камня бронхов как ино­родного тела и неспецифическая затянувшаяся пневмония обструк- тивного характера) необходимо проведение комплексной терапии. Использование противотуберкулезных препаратов с целью ликви­дации возможной реактивации специфического процесса во вну­тригрудных лифатических узлах является непременным условием лечения бронхолитиаза. Кроме того, следует применять антибиоти­ки широкого спектра действия для ликвидации неспецифического воспаления. Мы наблюдали отхождение камней бронхов с полной ликвидацией вторичных изменений в легких после бронхоскопии у 2 больных. В то же время, если при обследовании установлено, что длительное пребывание бронхолита привело к необратимым из­менениям части или всего легкого, то вопрос об оперативном вме­шательстве должен быть поставлен, особенно тогда, когда течение бронхолитиаза осложняется опасными для жизни больного крово­течениями.

При хирургическом лечении 14 из 32 больных 2 из них про­ведена пневмоэктомия, в том числе у 1 вынужденная в связи с воз­никшим во время операции кровотечением из сосудов корня легко­го, 7 - резекция доли легкого, а у 5 больных - резекция сегмента. Следует отметить, что выполнение резекции части или всего легкого у больных бронхолитиазом связано с большими трудностями из-за выраженных склеротических изменений в корне легкого, который нередко превращается в единый плотный конгломерат, спаянный с измененными лимфатическими узлами. М.Г. Виннер наблюдал кровотечение из магистральных сосудов у 5 из 27 больных бронхо- литиазом.

Бронхоскопическое извлечение камней бронхов допустимо при свободно лежащих и мигрирующих камнях. Камни из бронхов извлекают обычными кусачками и щипцами или специальной петлей. Перед удалением камня необходимо оценить, насколько свободно он лежит, не фиксирован ли он, не является ли «айсбергом»? Извлече­ние камня целесообразно проводить при повторной бронхоскопии. Если не удается удалить камень через бронхоскоп вследствие выра­женного отека и инфильтрации слизистой оболочки, то следует на­значить интенсивную противовоспалительную терапию, в том числе и ингаляционную на 10-14 дней и повторить исследование.

Из наблюдавшихся нами 14 больных эндобронхиальным брон- холитиазом у 10 камни были удалены через бронхоскоп (из главно­го бронха у 2 больных, из промежуточного справа у 3, из долевого у 3 и из сегментарных бронхов - у 2 больных). Еще у 2 больных мы наблюдали самостоятельное отхождение бронхолита после бронхо­скопических манипуляций в сегментарных бронхах. Бронхоскопиче­ское удаление камней бронхов ни у одного больного не сопровожда­лось каким-либо осложнением (кровотечение, повреждение бронха и др.). Лишь 1 больная была оперирована в связи с обнаружением бронхоэктазов в дистально расположенном отделе легкого. У осталь­ных больных после проведенного лечения отмечен хороший клини­ко-эндоскопический эффект с положительной рентгенологической динамикой, что дает нам основание рекомендовать в практику брон­хоскопическое удаление камней бронхов.

Консервативную терапию бронхолитиаза (трансмуральный и интрамуральный) с широким использованием различных режимов противотуберкулезного лечения и антибиотиков проводят длитель­но с плановыми санационными бронхоскопиями. Исход подобной лечебной тактики лечения транс- и интрамурального бронхолитиаза завершается стенозом бронха и ателектазом части легкого, что при туберкулезе следует признать удовлетворительным.

Приводим наблюдение.

Больной Г., 34 лет, поступил с жалобами на кашель с мокро­той, редкое кровохарканье, одышку. Больным считает себя около 10 лет, когда впервые появились боли в грудной клетке справа, кашель и редкие небольшие выделения крови с мокротой, которым больной не придавал большого значения. К врачам не обращался. Объективно

правильного телосложения, хорошего питания. В легких аускульта- тивно и перкуторно отклонений от нормы не выявлено. В мокроте микобактерии не обнаружены. Градуированная проба Пирке отрица­тельная. Формула крови без отклонений от нормы. Рентгенотомогра­фическое обследование выявило наличие крупных петрифицирован- ных лимфатических узлов в корне правого легкого. Бронхоскопия: в просвете правого главного бронха крупный бронхолит, окруженный грануляциями и занимающий почти весь просвет главного бронха. Камень белесоватого цвета с золотистым оттенком с острыми краями и шипами. Учитывая крупные размеры бронхолита, принято решение об оперативном вмешательстве (бронхотомия и удаление камня брон­ха), однако с учетом хорошего рентгенофункционального состояния правого легкого принято решение повторить бронхоскопию с попыт­кой удалить камень. При повторной бронхоскопии обнаружена лег­кая и непрочная фиксация бронхолита. После разлома камня на две части он был извлечен. Кровоточащие грануляции не позволяли оце­нить состояние крупных бронхов правого легкого и после обработки их раствором нитрата серебра бронхоскопия была завершена. Боль­ному назначены терапия антибиотиками широкого спектра действия, ингаляции бронхолитиков, противотуберкулезные лекарственные средства. Через 2 недели контрольная бронхоскопия: зафиксирова­на положительная динамика в виде уплощения грануляций и умень­шения воспаления слизистой оболочки. При осмотре лежащих ниже бронхов (нижнедолевой, среднедолевой, сегментарный) обнаружен еще один свободнолежащий бронхолит размером около 1 см, который был удален. Четырехмесячная терапия позволила добиться клиниче­ского излечения процесса в бронхе с формированием нежных рубцов на медиальной стенке правого главного бронха. Выписан практиче­ски здоровым.

Определенный интерес представляет спектральный анализ камней бронхов у больных туберкулезом и извлеченных нами при бронхоскопии. Обнаруженные при анализе элементы располагались следующим образом: фосфор, кальций, магний и натрий более 10%, цинк, медь, алюминий, железо 0,1-0,01%.

Таким образом, бронхолитиаз является самостоятельным и своеобразным видом бронхолегочных заболеваний, при которых одновременно могут сочетаться реактивация специфического ту­беркулезного процесса во внутригрудных лимфатических узлах, инородное тело бронха (бронхолит) и неспецифические осложне­ния обструктивного характера. Хотя этиологически бронхолитиаз всегда связан с туберкулезом, однако в механизме проникновения секвестра кальцинированного лимфатического узла могут преобла­дать неспецифические процессы. Как свидетельствуют результаты наших наблюдений, неспецифические бронхолегочные заболевания при бронхолитиазе сочетались с различной степенью реактивации туберкулеза в лимфатических узлах у 73% больных. В то же время у 27% больных воспалительный процесс в бронхах, легких и лимфа­тических узлах имел неспецифический характер.

В настоящее время бронхолитиаз следует рассматривать как отдельное бронхолегочное заболевание смешанного характера, эти­ология и патогенез которого сложные, клиническая картина чрезвы­чайно разнообразная и варианты лечения различные.