Идиопатический фиброзирующий альвеолит (ИФА) (синонимы - диффузный фиброзирующий альвеолит, диффузная интерстици­альная болезнь, диффузный интерстициальный легочный фиброз, синдром Хаммена-Рича) характеризуется нарастающей дыхатель­ной недостаточностью с постоянно прогрессирующей одышкой. Заболевание легких неизвестного происхождения. Гистологически это диффузный воспалительный процесс, возникающий дистальнее бронхиол с клеточной инфильтрацией альвеолярных стенок и вы­раженной тенденцией к прогрессированию фиброза легких [Кроф- тон Дж., Дуглас А., 1974].

С патологоанатомической точки зрения различают несколько степеней нарушений архитектоники легких: сначала возникает не­большой отек альвеолярной структуры легких (альвеолит), затем воспалительная клеточная интервенция усиливается, альвеолы за­полняются экссудатом, содержащим лимфоциты и нейтрофилы без формирования гранулем. В дальнейшем архитектоника бронхиоло­альвеолярной части легкого нарушается, дезорганизуется и закан­чивается массивным фиброзированием с образованием мелких ки­стозных полостей, что определяется на рентгенограмме как «сотовое легкое» с резкими функциональными нарушениями в зоне аэрогема- тического барьера. Обширные, как правило, двусторонние интерсти­циальные изменения в легких приводят к «классическим» рестрик­тивным поражениям дыхательных путей с уменьшением ЖЕЛ при почти нормальных показателях соотношения ОФВ-1/ЖЕЛ, ука­зывающего на отсутствие обструкции дыхательных путей. Газовый состав крови в начале заболевания не изменяется, но постепенно, особенно при физической нагрузке, фиксируют снижение Р2 и по­вышение РС2. Гипоксемия вызывает спазм легочных капилляров и более крупных сосудов, что является одной из причин повышения давления в малом круге кровообращения. Для ИФА характерны наличие в крови не только антинуклеарного фактора, антител к ба­зальным мембранам сосудов, положительного ревматоидного факто­ра (РФ), но и большого количества ЦИК, выраженные нарушения капиллярного кровотока и вентиляции (при сцинтиграфии легких с технецием и макроглобулином).

Одышка - основная жалоба больного ИФА. Иногда заболе­вание начинается остро: с респираторного синдрома в виде лихо­радки, кашля, появления гнойной мокроты, боли в груди, хрипов,
тахикардии. При этом установленный диагноз «интерстициальная пневмония» не подтверждают критерии пневмонии [Чучалин А.Г., 2000]. Отсутствие эффекта от проводимой антибактериальной те­рапии сопровождается присоединением акроцианоза, изменяются пальцы рук - «часовые стекла» ногтевых фаланг и появляются так называемые барабанные пальцы. Часто болезнь прогрессирует и в те­чение 3-4 месяцев приобретает классическую клиническую картину: резкая одышка, невозможность сделать глубокий вдох, тревожный взгляд больного, сухой или продуктивный кашель со скудной мо­кротой, синеватые губы и ногти. Явные признаки дыхательной не­достаточности с присоединением сердечной декомпенсации с отека­ми нижних конечностей, появлением асцита и наступлением смерти больного от отека легких.

Рентгенологическая картина на ранних стадиях болезни мо­жет быть почти нормальной, в дальнейшем нарастает диффузный характер изменений, особенно в нижних отделах, появляется сим­птом «матового стекла», как при ЭАА. Прогрессирующее течение ИФА сопровождается увеличением очаговости в легких, появлени­ем инфильтративных участков, эмфизематозных булл. Чередование участков уплотнения легочной ткани и ее прозрачности создает кар­тину «сотового легкого». На поздних стадиях вследствие сморщива­ния легких возникает двусторонний подъем диафрагмы, что в целом значительно редуцирует функциональные показатели вентиляции легких.

Идиопатический фиброзирующий альвеолит (на рентгенограмме диффузные изменения интерстициального характера, эмфизема)

Рис.5.3. Идиопатический фиброзирующий альвеолит (на рентгенограмме диффузные изменения интерстициального характера, эмфизема)

 

Нередко за ИФА принимают хроническую форму аллергиче­ского альвеолита, так как много общих черт, особенно в рентге­нологической картине этих забо­леваний. Однако внимательное изучение развития заболевания, отсутствие явных признаков ал­лергического характера сфор­мировавшегося респираторного синдрома, постоянное «нарас­тание» симптома одышки, появ­ление акроцианоза, изменение ногтевых фаланг по типу барабанных палочек и часовых стекол , снижение функции легких и диффузный характер рентгенологического синдрома позволяют заподозрить ИФА (рис. 5.3). По данным G. Siemon и соавт. (1983), в США заболеваемость идиопати- ческим фиброзирующим альвеолитом составляет 3 на 100 ООО насе­ления, на аналогичные показатели указывают и европейские авторы [Liebetrau G., 1981]. Следует учитывать, что комплексное бронхоло­гическое исследование с рядом биопсий сопровождается снижени­ем легочной вентиляции на 25-30% в течение последующих суток. В связи с этим у больных с подозрением на ИФА показания к ФБС с биопсией должны быть тщательно взвешены с учетом функцио­нальных резервов дыхания. При выполнении БАЛ нельзя использо­вать более 100 мл жидкости.

Для эндопульмональной цитограммы при ИФА характерны следующие показатели: число клеток увеличивается незначительно: до 0,3±0,9х106 в 1 мл. Жизнеспособность AM высокая - 82-84%. Со­держание AM уменьшается до 50-60%, лимфоцитов - увеличивается до 20% в начале заболевания. В дальнейшем альвеолит приобретает нейтрофильный характер и содержание лейкоцитов достигает 50- 60%, составляя в среднем 39±4,3% (почти так же как и при вторич­ной форме туберкулеза, поэтому поиск микобактерий туберкулеза всегда оправдан). Полинуклеарные лейкоциты, представляя вторую фагоцитарную систему легких (после AM), проникают в альвеолы и просвет бронхов из кровеносных сосудов в тех случаях, когда AM не справляются с фагоцитозом эндотоксинов и бактериального матери­ала, который имеет место при прогрессирующем течении фибрози- рующего альвеолита. Отрицательно сказывается на фагоцитарной активности нейтрофилов (так же как и макрофагов) применение стероидных гормонов, которые тормозят и уменьшают возможность нейтрофилов и моноцитов мигрировать из сосуда в зону воспале­ния. После активного функционирования нейтрофилы разрушаются и тканевый детрит стимулирует появление новых нейтрофилов, что приводит к процессу активного фиброзирования легочной ткани.

Характерная морфологическая картина ИФА: фрагменты ле­гочной ткани с массивным диффузным, перибронхиальным, перива- скулярным и интерстициальным фиброзом. Сосуды склерозированы с признаками перестройки по типу гипертонии малого круга крово­обращения. Мелкие бронхи деформированы, частично облитериро- ваны. Имеет место выраженная пролиферация эпителия бронхов и бронхиол, лимфатические узлы не увеличены, гранулемы различ­ной модификации в биоптатах отсутствуют или встречаются крайне редко. Превалирование фиброзных изменений в межальвеолярных перегородках приводит к дезорганизации соединительной ткани, поражению сосудов с деформацией всего сосудисто-бронхиального пучка. Васкулиты средних и мелких сосудов сопровождаются гиали- нозом сосудистой стенки и резким сужением их просвета. Измене­ния в структуре легкого приводят к формированию микрокистозных полостей и «сотового легкого».

Таким образом, в постановке диагноза ИФА следует учиты­вать следующие анамнестические, клинические и лабораторные признаки: быстрое развитие болезни, прогрессирующая одышка, по­лиморфные рентгенологические изменения в легких с подъемом диа­фрагмы, нейтрофильный характер БАС, гистологически - интерсти­циальный фиброз.

DIOPATICHESKII` FIBROZIRUIUSHCHII` AL`VEOLIT