Бронхиолоальвеолярный рак (БАР) является особой редко встре­чающейся формой рака легкого. Злокачественная опухоль исходит из эпителия альвеол. Характерны стелющийся рост вдоль альвео­лярной стенки, а не ее прорастание, а также склонность к появле­нию множественных фокусов в одном или обоих легких [Liebow А., 1960]. Эта форма рака была впервые описана D. Malasser в 1876 г.

По данным Е. Munnel и D. Keller (1966), эта опухоль состав­ляет 1-2% всех злокачественных новообразований легких, поэтому эта разновидность рака легких была отнесена к редким заболевани­ям легких. К 1984 г. описано около 200 случаев верифицированного БАРа [Ганул В.И. и др., 1986]. Существовало несколько десятков на­званий этого заболевания: альвеолярно-клеточный рак, аденоматоз легких, мультицентрический альвеолярный канцероматоз и др. Тер­мин «бронхиолоальвеолярный рак» (БАР), предложенный в 1960 г. A. Libow, остается общепризнанным в наши дни. В настоящее время частота выявляемости этого заболевания увеличилась в результате улучшения диагностики, а также возрастания заболеваемости БАР. В ряде наблюдений установлена не только связь БАРа с хрониче­скими воспалительно-пролиферативными заболеваниями легких: ХОБЛ, туберкулез, фиброзирующие альвеолиты, системные заболе­вания соединительной ткани, но и роль наследственных факторов. Считается, что это гетерогенная группа опухолей легких, исходящих из клеток 3 типов: бронхиальных клеток Клара, пневмоцитов II типа или бронхиальных муцинвыделяющих клеток. Отдаленные мета­стазы и метастазирование в региональные лимфатические узлы при Б АРе наблюдают значительно реже, чем при других формах рака лег­кого.

Клиническая картина БАР имеет один непостоянный, но па- тогномоничный симптом - выделение при кашле прозрачной сли­зистой, пенистого вида мокроты в большом количестве. Это может быть единственным симптомом болезни. Объем выделенной мо­кроты иногда может превышать 1-2 л. Среди наблюдаемых нами 14 больных БАР этот симптом был выявлен у 5 (35,7%) больных. Чаще процесс имеет распространенный диффузный характер, а мелкооча­говая диссеминация - ограниченный характер с поражением средних и нижних легочных полей. В дальнейшем очаги сливаются, стано­вятся крупноочаговыми с инфильтрацией интерстиция (рис. 11.9). Поражение внутригрудных лимфатических узлов не характерно. Дифференциальную диагностику следует проводить с пневмонией, туберкулезом, фиброзирующими альвеолитами, саркоидозом легких и другими болезнями.

При бронхоскопии выявляют признаки неспецифического эн­добронхита либо отсутствие патологических изменений в доступных осмотру бронхах, что не позволяет заподозрить опухолевый процесс. Для диагностики актуально проведение БАЛ и ЧБЛ. Цитологиче­ское исследование бронхоальвеолярного смыва у 14 обследованных пациентов позволило обнаружить комплексы опухолевых клеток.

Бронхолоальвеолярный рак

Рис. 11.10. Бронхолоальвеолярный рак:

а - расширение корня правого легкого с инфилътративными изменениями в вершей доле; б - биопсия вершей доли

высокодифференцированной аденокарциномы. Высокую информа­тивность метода бронхоальвеолярного лаважа при БАР можно объ­яснить морфологической особенностью роста опухоли по стенкам альвеол без их разрушения. Фон цитологического препарата состав­ляют комплексы опухолевых клеток железистого характера. При ги­стологическом исследовании микробиоптата выявляют изменения архитектоники легочной ткани, опухолевая ткань характеризуется внутриальвеолярным ростом и представлена железистыми структу­рами, выстланными кубическим эпителием с сосочковыми образова­ниями и признаками атипии.

Приводим наблюдение.

Больная Г., 49 лет, в течение 3 мес отмечает кашель сначала со скудной водянистой мокротой, а затем с пенистой. Проведено лечение по поводу предполагаемого ОРЗ. Через 3 мес направлена в противотуберкулезный диспансер, где был поставлен диагноз «ту­беркулезный бронхоаденит» и начата терапия стрептомицином, фти- вазидом и ПАСК. Состояние больной не улучшалось. При дальней­шем обследовании в онкологическом институте опухолевая природа заболевания отвергнута и было рекомендовано продолжить терапию по поводу туберкулеза. При поступлении в институт туберкулеза при обследовании рентгенологически зафиксировано прогрессирование процесса в легких с появлением не только фокусов затемнения в ба­зальных сегментах левого легкого, но и крупноочаговых образований в III сегменте справа (рис. 11.10). Гемограмма: лейкоцитоз, лимфопения, моноцитоз, палочкоядерный сдвиг влево. При бронхоскопии: визуально крупные бронхи, так же как и их слизистая оболочка не изменены. Выявлено поступление обильного пенистого секрета из устья и верхнедолевого бронха слева. Выполнена катетер-биопсия из Бщ справа и браш-биопсия из |£jt слева. При цитологическом ис­следовании бронхобиоптатов обнаружены клетки с четко выражен­ным реснитчатым аппаратом. В препаратах пласты клеток, сходные с клетками альвеолярного эпителия, которые находились в общем базофильном синцитии в виде круглых образований с концентри­ческим расположением ядер неправильной формы, с фистончатыми очертаниями базофильной протоплазмы, что позволило цитологиче­ски верифицировать бронхиолоальвеолярный рак.

Таким образом, в диагностике БАР бронхоскопиия с использо­ванием различных вариантов бронхобиопсии позволяет подтвердить диагноз.