В 1920 г. W. Sauerbruch писал: «...закрытие культи бронха является неразрешимой технической проблемой...». До настоящего времени актуальность этого высказывания не теряет своего значения. Современные успехи легочной хирургии неоспоримы: они значительно расширили возможности хирургического лечения больных с различными формами легочного туберкулеза, с нагноительными поражениями легких, а также с пороками развития легких и опухолями различного происхождения. В настоящее время риск оперативного вмешательства на легких сведен к минимуму в результате совершенствования анестезиологического пособия, техники оперативного вмешательства, тактики пред- и послеоперационного ведения больных. В решение проблемы хирургического лечения больных туберкулезом неоценимый вклад внесли Л.К. Богуш, Н.М. Амосов,
Н.И. Герасименко, М.И. Перельман. Следует также назвать имена отечественных и зарубежных ученых, разработавших основы торакальной хирургии: Б.Э. Линберг (1937), С.И. Спасокукоцкий (1938), Н. Бакулев (1950), Ф.Г. Углов (1954), П.А. Куприянов (1955), В.И. Стручков (1958), Г.И. Лукомский (1963), Ю.Н. Левашов (1999), П. Харченко (1999), А.Х. Трахтенберг (2000), Metras (1956), Sweet (1960) и многие другие.
По данным Л.К. Богуша и Н.И. Герасименко (1975), число бронхиальных свищей после пневмонэктомии достигает 20%, В.Ф. Диденко (1978) указывает на 24% свищей после комбинированных, повторных пневмонэктомий с доудалением остатков легкого после предыдущих операций. Vasuiki Капо (1963), выполнив 27 186 операций по поводу туберкулеза, установил, что бронхиальный свищ возник у 9%, причем автор указывает на резкое увеличение процента бронхиальных свищей после пневмонэктомии.
Результаты наших длительных наблюдений за подобными больными (после пневмонэктомии и лобэктомии) подтверждают, что бронхиальный свищ после «больших» операций при туберкулезе, раз возникнув, уже никогда самостоятельно не закроется, и чем длительнее срок его наличия, тем меньше надежды на выздоровление больного. По данным Monod (1957), раньше от бронхиальных свищей умирало 75% всех больных, если это осложнение пытались лечить консервативными методами. Бронхиальные свищи у больных туберкулезом приводят к распространению специфического процесса на другие участки ранее интактного легкого, эмпиеме плевральной полости, амилоидозу внутренних органов, резким функциональным нарушениям, дыхательной недостаточности и смерти больного [Колесников И.С., 1960; Богуш Л.К., 1962, и др.]. Даже сегодня бронхоплевральные осложнения относят к наиболее тяжелым и опасным. Такая же ситуация и при хирургическом лечении рака легкого. Так, А.Х. Трахтенберг (2000) пишет... «до последнего времени бронхиальный свищ с эмпиемой плевры, наблюдавшийся у 2-16% больных после пневмонэктомии, является основной причиной летальных исходов в послеоперационном периоде». По материалам В.П. Харченко и И.В. Кузьмина (1994), после хирургического лечения 2161 больного раком легкого осложнения констатированы у 20,2%, после пневмонэктомии - у 30,1%, в том числе и бронхиальные свищи. До последнего времени бронхиальный свищ с эмпиемой плевры, наблюдавшийся у 2—16% больных после пневмонэктомии, является основной причиной летальных исходов в послеоперационном периоде. В.П. Харченко и соавт. (1994) указывают, что «несостоятельность культи главного бронха развилась у 9,8% больных, причем за 25 лет этот показатель в целом изменился незначительно. После паллиативной пневмонэктомии данное осложнение зарегистрировано у 20% больных». При туберкулезе с учетом множественной лекарственной устойчивости микобактерий туберкулеза к основным и нередко резервным препаратам с включением в предоперационную подготовку этиотропного и патогенетического методов лечения удалось добиться стабилизиции туберкулезного процесса в 81,4% случаев и уменьшить число послеоперационных осложнений до 31,3%, в том числе и бронхиальных свищей до 10%, а летальность - до 4,9% [Шайхаев А.Я., Наумов В.Н., Проходцев Д.Н., 2001; Карпина H.JL, 2007].
Одни авторы утверждают, что основной причиной несостоятельности культи ушитого крупного бронха является техника шва бронха [Metras, 1956; Перельман М.И., 1959; Богуш Л.К., 1960; Северов B.C., 1963; Колесников И.С., 1963]. D. Kaplan (1987) указывает на чрезмерную деваскуляризацию при выделении бронха перед его ушиванием, применение нерассасывающего шовного материала, способствующего активации перибронхиальной инфекции, «плохое сопоставление» слизистой оболочки и призывает оставлять «как можно более короткую культю ушиваемого бронха», сохранять васкуляризацию и как можно меньше травмировать сам бронх. Л.К. Богуш (1989) считал, что наложение механического шва приводит к излишней травматизации стенки бронха - «его раздавливанию», а оставление длинной культи бронха (особенно слева) - к скоплению в «слепом мешке» инфицированного бронхиального секрета со всеми негативными последствиями. Ручная обработка культи бронха способствует уменьшению такого осложнения как бронхиальный свищ после пневмонэктомии [Петровский Б.В., Перельман М.И., Королева Н.С., 1982; Богуш Л.К., Наумов В.Н., 1983; Давыдов М.И. и др., 1994]. По данным А.Х. Трахтенберга и соавт. (2000), ручная обработка культи главного бронха привела к снижению бронхиальных свищей за десятилетний период (с 1981 по 1997 г.) с 7,9 до 1,8%. К.А1. Kattan и соавт. (1994) при пневмонэктомии по поводу рака у 530 больных с помощью ручного шва добились снижения до 1,8% такого осложнения, как бронхиальный свищ.
Бронхоскопический метод диагностики бронхиальных свищей у больных, перенесших пневмон- и лобэктомию, необходимо признать одним из самых объективных, так как он позволяет визуально оценить состояние культи бронха и процесс заживления. С точки зрения бронхолога, патогенетический механизм образования бронхиального свища может иметь несколько вариантов трансформации культи резецированного бронха: заживление с формированием рубца, медленное разрушение на фоне воспаления культи, «мгновенное» разрушение шва бронха с отрывом его от центральной части и формированием дефекта. Мы различаем следующие варианты формирования бронхиального свища:
- в результате первичной несостоятельности шва бронха, которая наступает как исход технической погрешности во время наложения шва на бронх. При неправильном использовании аппаратов механического шва танталовые скрепки не прошивают полностью резецированный бронх, или при обработке культи бронха по методу Суита количество наложенных ниточных швов недостаточно, что собственно и в том, и другом случаях не обеспечивает герметизма культи бронха. Такой вариант образования бронхиального свища мы диагностировали у 5 (1,4%) больных (рис. 13.3): у 4 больных после пневмонэктомии и у 1 после лобэктомии. Клинически первичная несостоятельность проявляется уже в первые часы и сутки после операции и является настолько выраженной и тяжелой, что при консервативной тактике борьбы вероятность летального исхода чрезвычайно высока. Причиной гибели больных становится аспирация содержимого плевральной полости и развивающейся пневмонии. Лишь экстренная реторакотомия и повторное ушивание культи бронха спасают жизнь больного. Из 5 больных с первичной несостоятельностью бронха 3 были выполнены реторакотомии и пациенты были выписаны из стационара в удовлетворительном состоянии. У 2 зафиксирован летальный исход после попытки консервативного лечения первичной несостоятельности культи бронха;
Рис. 13.3. Варианты образования первичной несостоятельности культи главного бронха.
а, б - эндофото: многочисленные пузырьки воздуха в культе бронха - прямой признак несостоятельности наложенных швов
- в результате прорезывания шовного материала через инфицированную стенку бронха. По лигатурному каналу развивается процесс микроабсцедирования шелковой, кетгутовой лигатуры и даже танталовой скрепки. В течение 3-4 недель процесс разрушения шва культи бронха завершается. Наложенные лигатуры оказываются в поле зрения эндоскописта (рис. 13.4). Такой вариант образования бронхиального свища наблюдали у 89 (26,1%) больных. Возникновение бронхиального свища, его патогенез зависят от многих причин, в частности от состояния стенки пересекаемого бронха: туберкулез бронха также прогностически неблагоприятен, как и резкая дистрофия стенки бронха, возникающая в результате излечения туберкулеза. Большое значение имеет и методика ушивания бронха: танталовый шов, лигатурный по Суиту, с «выжиганием» слизистой оболочки солями различных кислот, применение тефлоновых прокладок, костная клемма, многослойная плевризация культи, подшивание мышечного лоскута, перикарда, сальника и др. [Перельман М.И., 1962; Богуш Л.К., 1963; Северов B.C., 1963; Трахтенберг А.Х., 2000; Kattan Al., 1994; Rendina Е. et al., 1994, и др.].
- образование бронхиального свища - так называемый «сухой некроз культи бронха». Такой вариант развития бронхиального свища мы наблюдали у 13 (6,7%) больных. Картина полного благополучия послеоперационного периода на 12-13-й день (реже - 21 день) резко изменяется: появляются признаки острого бронхиального свища со всеми вытекающими отсюда последствиями. Бронхиальный свищ образовывается в результате тотального некроза культи бронха по линии механического скрепочного шва, наложенного аппаратом. При бронхоскопии по краю отторгнувшейся культи бронха видна «каемка» некроза — беловато-серого цвета без каких-либо воспалительных изменений и наличия грануляций по ее краю. Металлические скрепки, как правило, «уходили» вместе с некротизировавшей- ся культей в плевральную полость и не просматривались. Следует заметить, что до операции у этих больных специфические и неспецифические изменения слизистой оболочки главного бронха были выявлены лишь у 2 из 13 больных.
Помимо бронхиального свища, диагностируемого бронхоскопически, мы различаем различные патологические состояния культи оперированного легкого: так называемый культит - острое или хроническое воспаление слизистой оболочки культи, а также хронический абсцесс культи, как наиболее опасное своим длительным течением и трудно поддающимся санации.
Хронический абсцесс культи мы обнаружили у 11 больных (3,2%), перенесших пневмон- или лобэктомии, 10 больных были оперированы по поводу туберкулеза и 1 - по поводу рака легкого. Минимальные сроки формирования абсцесса культи равнялись 6 месяцам после операции (у 3 больных), у остальных - не менее 1 года. У 1 больной абсцесс культи правого главного бронха поддерживали тефлоновой прокладкой, использованной при пневмонэктомии и секвестрировавшей в просвет культи с последующим удалением ее через бронхоскоп (рис. 13.5).
Клинически хроническое абсцедирование культи оперированного бронха выражается в яркой симптоматике: постоянный кашель с мокротой гнойного характера, иногда с запахом. Консервативное лечение антибиотиками не эффективно. Н.И. Герасименко (1982) назвал такое состояние как «болезнь оперированного легкого».
При бронхоскопическом исследовании в культе обнаруживают обилие жидкого гноя (рис. 13.6), гипертрофию слизистой оболочки с наличием легкокровоточащих грануляций. После удаления содержимого культи последняя «ампульно» расширена. При контрастном исследовании культи определяется конфигурация абсцесса. Результаты микробиологического исследования содержимого абсцесса культи, проведенного нами у 8 из 11 больных, подтвердили наличие гемолитического стрептокококка у 4, патогенного стафилококка - у 1, а также плесневые грибы рода Aspergillus fumigatus у 3 больных. Вместе с тем одновременное исследование бронхиального секрета здорового легкого на наличие патогенной флоры свидетельствовало об ее отсутствии у 5 из 8 больных.
Грибковое поражение культи бронха впервые было описано Kelemanet Novak (1960). Для выявления микоза культи бронха необходимы своевременная диагностика и направленное лечение. Мы наблюдали 3 случая микоза культи бронха после пневмонэктомии, один из которых представляет особый интерес. Бронхоскопическая диагностика этого вида патологии с последующим бактериологическим и гистологическим исследованием материала является необходимой.