Плод как аллотрансплантат. В иммунологическом аспекте вынашивание плода с полным набором чужеродных антигенов в течение длительного времени является «иммунологическим парадоксом». Действительно, у млекопитающих срок жизни аллогенных трансплантатов, несовместимых по сильным антигенам системы HLA (МНС), составляет в среднем 10-15 дней. Однако эмбрион, у которого HLA-антигены появляются уже через 96 ч после оплодотворения (8 клеточных делений), несущий полный набор антигенов отца, не только не отторгается, но и полноценно развивается в течение нужного времени. Более того, повторные беременности от того же отца не только не индуцируют отторжения плода, но и не влияют на сроки беременности. Иными словами, полностью не работают законы трансплантационного иммунитета.
Хотя причины неотторжения плода остаются до конца не выясненными, есть основание полагать, что решающую роль в предотвращении реакции отторжения играют иммунологические потенции трофобласта и иммунные механизмы, регулирующие взаимоотношения плода и матери. Анализ современной литературы, посвященной этому вопросу, позволяет сформулировать ряд механизмов, обеспечивающих производство потомства.
Роль трофобласта заключается в выполнении, во-первых, барьерной функции, нарушение которой (в результате травм) приводит к реакции отторжения и аборту. Вторая особенность трофобласта — это отсутствие на нем свободных для распознавания HLA-антигенов матери и плода. Скорее всего, речь идет о феномене специфической блокады этих антигенов с помощью антител матери (третья функция трофобласта). Данное обстоятельство не позволяет иммунной системе развивать реакции отторжения ни со стороны матери, ни со стороны плода (реакция «трансплантат против хозяина» РТПХ).
Это положение подтверждается тем, что бесклеточные субстраты ткани трофоб-^та обладают способностью подавлять пролиферативный ответ лимфоцитов от vitro. Эти Шитела представляют собой местно синтезируемые в матке и плаценте IgG против А-антигенов на клетках эмбриона и лимфоцитах матери. Известна также специфическая роль так называемого отрицательно заряженного мукополисахарида, обладающего способностью маскировать антигены плаценты.
Супрессирующие гуморальные и клеточные факторы. В последние годы показано, что в организме матери все же синтезируется некоторое число антител и сенсибилизированных лимфоцитов против антигенов плода, но они не оказывают своего патогенного действия. Однако выдвинуто убедительное предположение, что в основе развития нефропатий при беременности, осложненной поздним токсикозом, лежит нарушение способности материнского организма вырабатывать антитела, блокирующие антигенные маркеры плаценты, которые перекрестно реагируют (общие антигенные детерминанты) с антигенными компонентами почечных клубочков и тканей головного мозга.
Иными словами, при нормально протекающей беременности в организме матери вырабатываются супрессирующие факторы (антитела и «отрицательно заряженный мукополисахарид»), содержание которых нарастает с увеличением срока беременности. Кроме того, в организме матери возрастает более чем в 2 раза активность Т-лимфоцитов, обладающих супрессорной функцией, что поддерживает спе
цифическое иммунодепрессивное состояние. Большинство Т-супрессоров находится непосредственно в лимфатических узлах, дренирующих матку. Более того, имеется и второй клеточный механизм иммуносупрессии — макрофагальный, осуществ
ляемый местно расположенными макрофагами с большим числом рецепторов к Fc-фрагменту иммуноглобулина IgG.
Кроме механизмов, создающихся материнской иммунной системой, в процессе
эмбриогенеза начинают синтезироваться (на 12-16-й неделе) фетальные антигены.
Это фетопротеины — а (АФП), а 2, р-протеин и др. Данная группа, включающая примерно 10 антигенов, получила название раково-эмбриональных антигенов, поскольку они синтезируются и эмбрионом, и клетками опухолей печени. В том и другом случае синтез этих антигенов оказывает дополнительное иммуносупрессивное действие.
Иммунитет и беременность. В организме матери при нормально протекающей беременности всегда специально создается состояние временного частичного иммунодефицита, непосредственно обеспечивающее вынашивание плода. При этом в иммунном статусе организма матери наблюдается:
- нижение уровня IgG в сыворотке крови, возможно, вследствие переноса IgG через плаценту и временного, на период беременности, изменения механизмов регуляции синтеза IgG;
- компенсаторное умеренное увеличение уровня IgA и IgM (лишь в ряде случаев);
- значительное угнетение функционального состояния фагоцитарных нейтрофилов крови (особенно хемотаксис и бактерицидность по отношению к грамотри- ^ цательной и кокковой флоре), а также синтеза активных форм кислорода макро- ^ фагами, т.е. их кислород-зависимая бактерицидность;
- увеличение числа Т-супрессоров, но без значительных изменений соотношения Т- и В-лимфоцитов. Интересно отметить, что при задержке в матке остатков трофобласта (после выкидышей или патологических родов) наблюдается реверс соотношения Т- и В-клеток (Т - 13±0,2%; В - 60+0,8%).
Сформировавшийся при беременности иммунный статус (дефицит IgG, угнетение фагоцитоза нейтрофилов и макрофагов, гиперфункция Т-супрессоров) определяет повышенную восприимчивостью к вирусным (грипп, гепатит, полиомиелит, краснуха, ветряная оспа) и бактериальным (особенно стрептококковым) инфекциям. Несмотря на это следует помнить, что любые попытки воздействия на иммунную систему беременных могут существенно осложнить беременность или стимулировать выкидыш и, следовательно, нецелесообразны и даже опасны. Исключением является Rh-конфликт при беременности.