Белково-катаболический эффект глюкокортикоидов в условиях их значитель­ного повышения в крови проявляется прежде всего в лимфоидных органах и клет­ках, так как именно в них содержится наиболее лабильный белок, которым организм «жертвует» для глюконеогенеза в печени. Вызываемая таким образом иммуноде-прессия распространяется прежде всего на клеточный компонент иммунного ответа и не затрагивает его гуморальный компонент. Напротив, напряженность гуморально­го иммунитета в начале действия повреждающих факторов на организм нередко воз­растает, что может увеличивать противоинфекционную резистентность организма. Снижение антителообразования наблюдается лишь при значительном повышении уровня глюкокортикоидов в крови. Следует отметить безусловную неоднозначность патофизиологической оценки стресс-реакции. В зависимости от характера патоген­ного фактора, способа его первичного повреждающего воздействия, реактивности организма, стресс-реакция может приобретать определенные особенности по интен­сивности проявлений, срокам их возникновения, значимости для жизнедеятельности организма, ближайшим и отдаленным последствиям и т.д.

Основу другого компонента неспецифической реакции организма на поврежда­ющие воздействия — системного гуморального ответа — составляет активация экс­прессии и содержания в крови различных биологически активных веществ и прежде всего цитокинов.

Цитокины представляют собой низкомолекулярные (от 8 до 50 кДа) белки (гликопротеиды), которые могут продуцироваться самыми различными типами кле­ток, преимущественно моноцитами, тканевыми макрофагами (система фагоцитиру­ющих мононуклеаров — СФМ), лимфоцитами, клетками ретикуло-эндотелиальной системы (РЭС), эндотелием, полиморфно-ядерными лейкоцитами (ПЯЛ), в основ­ном - нейтрофилами. Цитокины в исключительно малых нано- или пикомолярных концентрациях осуществляют гуморальную регуляцию межклеточных и межсистем­ных взаимодействий, определяют функциональную активность отдельных клеток, их способность к пролиферации и дифференцировке, выживаемость или программиро­ванную апоптотическую гибель.

Различают три основных типа воздействия цитокинов на клетки: аутокринный (действие на клетку-продуцент собственного цитокина), паракринный (местное дей­ствие на клетки, расположенные в непосредственной близости от клетки-продунентацитокина), эндокринный (дистантное действие на клетки-мишени после проникно­вения цитокина в кровоток).

Активированные клетки-мишени синтезируют и выделяют также другие физио­логически активные вещества: простагландины, лейкотриены, биооксиданты, белки острой фазы и т.д., вызывающие фенотипические эффекты экспрессированных ци­токинов.

Каждый цитокин, как правило, вызывает несколько различных эффектов одно­направленного действия (провоспалительного, иммуностимулирующего, апоптотического и т.д.)- При развитии цитокинового ответа обычно образуются как цитоки-ны-синергисты, усиливающие и пролонгирующие определенные эффекты, так и ци-токины-антагонисты, ограничивающие или блокирующие эти же самые эффекты.

Цитокины имеют короткий период полувыведения из кровотока. До 50% цир­кулирующих цитокинов интернализуется в течение 30 мин. Выведение катаболизи-рованных цитокинов из организма осуществляется печенью и почками. Несмотря на быстротечность транскрипции генов цитокинов (кодирующая синтез цитокинов мРНК нестабильна), краткосрочность их биосинтеза и короткий период жизни, цито­кины практически всегда присутствуют в сыворотке (хотя бы в очень низких концен­трациях) даже у здоровых людей. Увеличение, особенно значительное, уровня цито­кинов в плазме крови знаменует развитие системного гуморального (цитокинового) ответа организма на возмущающие воздействия.

Способность цитокинов индуцировать образование друг друга, т. е. формировать «цитокиновые каскады», предопределяет не только возможность амплификации и пролонгирования цитокиновых эффектов, но и может явиться основой для вклю­чения патогенетически значимых для организма «порочных кругов».