Неблагоприятное влияние на неспецифическую резистентность организма мо­жет оказывать чрезмерно выраженная стресс-реакция, так как образующиеся при этом в больших концентрациях кортикостероиды способны вызывать инволюцию лимфоидной ткани, подавлять развитие воспалительного процесса и т. д. Стресс-реакция на заключительной стадии своего развития — стадии истощения — также характеризуется снижением резистентности организма. Лишь умеренное повышение гормонов стресса стимулирует иммунный ответ организма, индуцирует образование клеточных рецепторов для ростовых факторов, оказывает белково-анаболическое действие, активирует пролиферативные процессы, т. е. повышает устойчивость орга­низма к различным патогенным воздействиям.

При этом цитокины оказывают стимулирующее влияние на стресс-реакцию, а гормоны стресса — глюкокортикоиды — способны ингибировать экспрессию ин-терлейкиновых генов и синтез метаболитов арахидоновой кислоты, через которые опосредуют свои эффекты многие цитокины.

В настоящее время, признаваемые как наиболее значимые в неспецифической ре­акции организма, цитокины ИЛ-1, ИЛ-2, TNF-a и ИЛ-6 рассматриваются в качестве специфических кортикотропин-рилизинг факторов, так как все они при введении в системный кровоток способны активировать синтез АКТГ или усиливать его дейст­вие (АКТГ-подобная активность цитокинов). Наиболее активен в этом качестве ИЛ-1, который кроме прямого рецепторно-опосредованного влияния (по-видимому, через а- и (З-адренорецепторы) на аденогипофиз может стимулировать гормоногенез также 1 >.ч< юредованно через ИЛ-6, индуцируя его синтез. Кроме того, ИЛ-1 влияет на нерв-компонент стресс-реакции, стимулируя метаболизм норадреналина в гипо-Jp или изменяя активность аденилатциклазы и содержание внутриклеточного кальция в клетках-мишенях. Влияние пороговых концентраций периферических цитокинов может быть амплифицировано в ЦНС за счет стимуляции ими продукции дополнительных количеств центральных цитокинов ИЛ-1, ИЛ-2, ИЛ-6, TNF-a и др глиальными клетками.

Неспецифический ответ организма на патогенные факторы характеризуется до­статочно типичным симптомокомплексом, который обычно обозначают как продро­мальный синдром:

  • общая слабость, разбитость, сонливость, психическая заторможенность — ре­зультат индуцирующего влияния цитокинов (TNF-a, ИЛ-1 и др.) на синтез опи-атных рецепторов, приводящий к активации опиоидергической системы;
  • костно-мышечные и суставные боли (миалгии, артралгии) — следствие индуци­рующего влияния цитокинов на синтез коллагеназ в фибробластах, остеокластах, хрящах;
  • гипо- и анорексия — результат торможения цитокинами центра голода и, соот­ветственно, стимуляции центра насыщения; диспептические явления — резуль­тат торможения секреторных процессов в органах желудочно-кишечного тракта, включения явления апоптоза в кишечнике, печени;
  • лихорадка (пирогенной активностью обладают ИЛ-1, ИЛ-6, интерфероны, TNF-a).

Общие закономерности реагирования кроветворных органов на начальном этапе развития неспецифического системного ответа организма заключаются в развитии преходящей гиперплазии миелоидной ткани (активация миелопоэза) и увеличе­нии лимфоидной ткани в костном мозге, что обусловливает повышение содержания в крови гранулоцитов и активированных лимфоцитов и, соответственно, резистент­ности организма к повреждающему воздействию. В дальнейшем, по мере развития и пролонгирования стресса и перехода его в стадию истощения, происходит норма­лизация клеточного состава костного мозга, а затем его опустошение.

Адекватность реагирования организма на патогенные факторы в значительной степени определяется согласованным взаимодействием стресс-реакции и цитокино-вого ответа.

В течение первых часов после повреждения наблюдается закономерное для острофазового ответа увеличение в крови белков острой фазы (БОФ): фибриногена, гаптоглобина, церулоплазмина, С-реактивного белка и др., синтезируемых печенью и макрофагами, изменение содержания факторов системы гемостаза. При этом одни БОФ (например, лактоферрин, гаптоглобин, С-реактивный белок) могут оказывать антимикробное действие, которое обусловливается уменьшением поступления Zn особенно Fe в ткани и, как следствие, ограничением доступности этих «ростовы микроэлементов для микроорганизмов. Другие БОФ (например, катионные белки
обладают бактериолитическим действием, так как способны увеличивать прокмость мембран бактериальных тел для ионов кальция. Ограничивая поступлю в ткани, БОФ тем самым могут снижать интенсивность реакций  окисления.