Ключевую роль в предотвращении распространения чужеродного агента может сыграть система свертывания крови. Синтез одного из белков этой системы - фибриногена - обычно резко увеличивается сразу же после повреждения, что обеспечивает немедленную гемокоагуляцию. При этом не исклю­чается чрезмерная продукция других острофазовых реактантов этой системы: анти-плазмина, сц-кислого гликопротеина, протеина С и др. антикоагулянтов, избыток которых может приводить к снижению свертываемости крови.

Таким образом, неспецифический ответ организма на системном уровне, направ­ленный на восстановление гомеостаза, нарушенного повреждающими, в том числе ин­фекционными, факторами, осуществляется различными механизмами. Практически во всех функциональных системах, органах и тканях можно обнаружить изменения, вызванные активацией гипофизарно-адреналовой системы и развитием цитокиново-го ответа.

Особую роль в патогенезе септического шока, вызванного грамотрицательными бактериями, играет фактор некроза опухолей. TNF-a — это первый цитокин, который транзиторно появляется в крови после воздействия эндотоксина. Данный факт уста­новлен на экспериментальной модели эндотоксинемии (парентеральное введение липополисахарида) у животных и добровольцев. Патогенетически значимое количе­ство TNF-a определяется в сыворотке крови примерно через 40 мин после активации источников его синтеза и достигает максимума в среднем к 90 мин (период полу­жизни TNF-a в крови составляет 15 мин и близок к таковому ИЛ-1 и ИЛ-6). Вслед за TNF-a происходит частично опосредованная им экспрессия провоспалительных цитокинов ИЛ-1, ИЛ-6, интерферонов-a и -р (ИНФ-а, ИНФ-(3), моноцитарного и гранулоцитарного колониестимулирующих фактора (M-CSF и G-CSF) с увеличе­нием их содержания в крови. Эта первая волна ранних цитокинов сменяется второй волной цитокинового ответа — экспрессией поздних, противовоспалительных меди­аторов: ИЛ-4, ИЛ-8, ИЛ-10, ИЛ-13, TNF-p\ ИНФ-у.

Кроме стимуляции синтеза многих цитокинов, TNF-a резко увеличивает образо­вание макрофагами и нейтрофилами перекиси водорода и других свободных радика­лов. При хронизации воспаления TNF-a активирует катаболические процессы и тем самым способствует развитию кахексии — одного из проявлений. СПОН и многих хронических заболеваний. TNF-a способен вызывать апоптотическую гибель кле­ток, пораженных вирусом. Он участвует в развитии иммунного ответа, детерминируя пролиферацию В- и Т-лимфоцитов.

К настоящему времени обнаружено большое количество (примерно 20) факто­ров некроза опухоли, которые объединены в суперсемейство цитокинов TNF (TNFs), включающее два подсемейства: TNF-a и LT-a (лимфотоксин-a). Они осуществляют свое сигнальное действие через соответствующие семейства трансмембранных кле­точных рецепторов (обнаружено более 30 таких рецепторов). Именно многообра­зие представителей суперсемейства TNFs детерминирует плейотропизм эффектов этого цитокина. Кроме того, фенотипические эффекты TNF-a зависят от количества и состояния рецепторов, а также от его концентрации в крови. Так, в низких кон-Латрациях TNF-a оказывает паракринное регулирующее воздействие на иммуно-ЖрШалительную реакцию в условиях локального повреждения тканей. В средних Концентрациях TNF-a, поступая в кровь, вызывает дистантные эффекты: лихорадку, инфекций гипо-и анорексию, активацию синтеза белков острой фазы и т.д. Высокие концен рации TNF-a могут быть важнейшим фактором выраженных системных изменений в организме.

Известно два пути внутриклеточной передачи цитокиновых сигналов TNFs-классический (канонический) и альтернативный (неканонический), заканчивающи­еся транскрипцией целевых генов с последующим синтезом различных биологиче­ски активных веществ, включая цитокины.

Внутриклеточный путь передачи его сигнала предопределяет результаты акти­вации клетки-мишени. Классический путь активации приводит к синтезу достаточ­но стандартного набора биологически активных молекул: интерлейкинов (ИЛ-6 ИЛ1-р\ ИЛ-8), TNFs, гемопоэтинов (колониестимулирующих факторов), хемокинов энзимов (в том числе индуцибельной NO-синтазы), адгезивных молекул (ICAM-1 -межклеточной адгезивной молекулы-1; VCAM-1 — адгезивной молекулы сосуди­стого эндотелия-1; Е-селектина). Все эти факторы обладают провоспалительным потенциалом. Альтернативный путь активации, используемый LT-|3 и некоторыми другими цитокинами, приводит к синтезу иного спектра активных белков, которые в основном участвуют в лимфоидном органогенезе.