Участию TLR (TLR-сигнализации) в патогенезе инфекционного поражения ор­ганизма в настоящее время уделяется большое внимание. TLR изучают с 1996 г. Их рассматривают в качестве основных специализированных клеточных структур, ко­торые способны распознавать различные инфекционные агенты — микробы, виру­сы, грибы, некоторые простейшие, продукты их жизнедеятельности (экзотоксины) и распада (эндотоксины). Они способны инициировать на генетическом уровне экс­прессию биологически активных веществ — цитокинов, детерминирующих форми­рование и запуск механизмов неспецифической резистентности организма.

Свое название Toll-подобные рецепторы получили от «toll — странный» (не-мецк. toll — странный; в англ. транскрипции toll-like receptor, TLR). Это название не обусловлено какими-либо их странностями, а появилось оно в момент открытия у дрозофилы гена Toll, когда один из исследователей произнес на немецком языке фразу «Das war ja toll!» («Это было странно!»). Странным можно считать и то, что в английском языке «toll» означает «колокольный звон». Действительно, распознав инфекционную агрессию TLR немедленно «бьют в набат», инициируя на клеточном уровне включение противоинфекционных защитно-приспособительных механизмов организма.

Примечательным представляется тот факт, что TLR (у человека они были откры­ты в 1997 г.) экспрессируются не только на фагоцитах (моноцитах, тканевых макро­фагах и нейтрофилах) и иммунокомпетентных клетках (Т- и В-лимфоцитах). Их об­наруживают и на многих других типах клеток — эпителиальных клетках кишечника, кератоцитах, эпителии дыхательных и мочевыводящих путей, клетках микроглии, способных наряду со специализированными клетками-защитниками, участвовать в формировании противоинфекционной резистентности организма. На количество экспрессированных TLR влияет не только тип клеток, но и уровень их дифференни-ровки, а также — качественная характеристика «патоген-ассоциированных молеку­лярных образов» (англ.: Patogen Associated Molecular Patterns - PAMPs). Именно так в современной литературе обозначаются патоген-ассоциированные молекуляр­ные структуры, являющиеся лигандами Toll-рецепторов.

У человека выявлено  13 типов Toll-подобных рецепторов (TLRs) от TLR-1 до TLR-13 (предполагается, что на самом деле их примерно в 2-3 раза бол ше). Основная часть TLRs представлена семейством трансмембранных рецептор  ' TLR-1, -2, -4, -5, -6, -10, -11. Это семейство TLR обеспечивает распознавание микр°о^' ганизмов, развивающихся вне клеток (бактерий, некоторых простейших и гр Трансмембранные рецепторы состоят из двух доменов: внеклеточного, обесп ющего прямое взаимодействие с лигандами микроорганизмов, продуктами недеятельности или распада, и внутриклеточного (цитоплазматического; трансляцию сигналов активированных Toll-рецепторов. После соединения с лигандом Toll-рецепторы приобретают способность связывать внутриклеточные адаптерные белки, которые обеспечивают последующую передачу сигнала. Эти бел­ки имеют фрагмент специфического связывания с активированными TLR.

Выявление вирусов и других внутриклеточных микроорганизмов является ос­новной целью функционирования другого семейства Toll-подобных рецепторов, ко­торые локализованы в цитоплазме (реже) и на внутренних структурах клеток (в об­ласти аппарата Гольджи и др.). Это небольшое внутриклеточное семейство объеди­няет TLR-3, TLR-7 и TLR-9.

Итак, представители суперсемейства TLRs оказываются ключевыми сигнальны­ми молекулами, распознающими разнообразные инфекционные агенты и запускаю­щими механизмы противоинфекционной резистентности организма.

Знаковым событием в изучении видового иммунитета явилось обнаружение TLRs на эндотелиоцитах, эпителиальных клетках кожи и слизистых оболочек. Традиционное представление об эпителиальном покрове тела как о пассивном меха­ническом барьере на пути инфекции обогатилось принципиально новым положением об активном участии эпителия в формировании противоинфекционной резистентно­сти организма. Эпителий, распознав с помощью TLRs инфекционный фактор, детер­минирует немедленную мобилизацию механизмов его ликвидации собственными силами или путем привлечения адаптивного иммунного ответа.

Эти события развиваются по следующему сценарию. Эпителиальные клетки вна­чале с помощью TLRs распознают и идентифицируют патогенный инфекционный фактор, т. е определяют к какому виду микроорганизмов он относится (грамотрица-тельным или грамположительным бактериям, грибам, вирусам и т.п.). Полученная информация передается транскрипционному ядерному фактору NF-kB, который вызывает экспрессию соответствующих генов. Активированные таким образом эпи­телиальные клетки начинают синтезировать различные биологически активные мо­лекулы, в том числе — цитокины, которые обладая хемоаттрактирующим действием, привлекают к месту внедрения инфекции макрофаги и полиморфно-ядерные лейко­циты (нейтрофилы, базофилы, эозинофилы). Они, как и эпителиоциты, активируют­ся, фагоцитируют инфекционный фактор и выделяют при этом свой набор провоспа-лительных медиаторов. Представленный сценарий противоинфекционной защиты рассматривается как проявление видового иммунитета.

Таким образом, TLRs «образраспознающие» рецепторы являются участниками не только видового, но и адаптивного иммунитета.

В литературе обсуждается вопрос о том, что суперсемейство TLRs следит за на­бором микроорганизмов, оптимальным для жизнедеятельности человека, т.е. влияет на микробный биоценоз. Отсюда следует, что снижение активности TLRs детерми­нирует чрезмерное развитие условно-патогенной микрофлоры и, как следствие, ати­пичных форм воспалительных процессов, которые не возникают при нормальной реакадвности организма. Развитие же аллергических и аутоиммунных заболеваний связывают с чрезмерной активацией TLRs.

Итак, современные достижения в области изучения молекулярно-клеточных ас­пектов жизнедеятельности организма позволяют рассматривать Toll-рецепторную сигнализацию в качестве весьма мощного механизма, определяющего резистент­ность организма к экзо- и эндогенной инфекции и участвующего в качестве важней­шего патогенетического фактора практически всех инфекционных форм патологии современного человека.