Одной из наиболее сложных проблем хирургии остается лечение гнойно-вос­палительных инфекций, которые наблюдаются более чем у трети хирургических больных. Инфекционное поражение мягких тканей нередко приводит к развитию сепсиса, угрожающего жизни пациента. В такой ситуации трудно переоценить роль адекватной антибактериальной терапии, способной в комплексном хирургическом лечении предотвратить дальнейшее прогрессирование симптомов СВО, развитие по­слеоперационных осложнений и некурабельной полиорганной недостаточности.

Информация о точной видовой принадлежности возбудителя инфекции необ­ходима для рациональной эмпирической терапии и позволяет выбрать препарат с наибольшим уровнем природной активности и доказанной клинической эффектив­ностью, а также избежать назначения тех антибиотиков, к которым микроорганизм обладает природной устойчивостью.

Особую значимость антибактериальная терапия имеет у больных с тяжелым те­чением хирургической инфекции при обширном гнойно-некротическом поражении мягких тканей и костей с развитием тяжелого сепсиса и септического шока. Частота развития такого неблагоприятного течения инфекции значительно выше у больных с отягощенным анамнезом (сахарный диабет, цирроз печени, онкологические забо­левания, системные заболевания соединительной ткани и др.). Безусловно, ведущую роль в лечении таких больных играет оперативное лечение в виде полноценной хи­рургической обработки гнойного очага, часто с необходимостью повторных хирурги­ческих обработок и ранней кожной пластикой. Без своевременного осуществления этих мероприятий гибель пациента практически неизбежна. Однако зачастую хирур­гическая обработка гнойно-некротического очага в силу обширной распространен­ности или особенности локализации процесса не может быть решена радикально без ущерба для больного, а открытое ведение раны неизбежно сопровождается массив­ной контаминацией госпитальными или эндогенными штаммами микрофлоры с раз­витием вторичных очагов некрозов и повторной эскалацией системного воспали­тельного ответа. В этих условиях, наряду с оперативным пособием и детоксикацией, адекватная антибактериальная терапия играет главенствующую роль, существенно влияя на течение и исход заболевания.

Многие инфекционные процессы не требуют специфического лечения. Прежде всего это относится к небольшим гнойным очагам после адекватной хирургической обработки и при условии благоприятного течения послеоперационного периода.

Показаниями к проведению антибактериальной терапии являются следующие случаи инфекционных поражений мягких тканей:

  • инфекции, сопровождающиеся развитием синдрома СВО;
  • наличие обширных гнойно-некротических очагов;
  • развитие инфекции у иммунокомпрометированных больных (сахарный диабет, онкологические заболевания, коллагенозы, болезни крови, ВИЧ-инфицированные больные и др.);
  • наличие локализованных инфекций на ранней стадии заболевания с целью их регресса или для предупреждения их прогрессирования;
  • развитие гнойно-воспалительных процессов в поздней стадии заболевания с це­лью отграничения очага инфекции;
  • рецидив инфекции, инвазивная суперинфекция;
  • длительно неразрешающиеся (трофические язвы, инфицированные травматиче­ские, послеоперационные, ожоговые раны и др.) или хронические очаги инфек­ции в стадии обострения (фурункулез и др.);
  • развитие инфекции у больных, находящихся на лечении в отделении реанимации,
  • лечение вторичных инфекционно-воспалительных очагов мягких тканей, костей и внутренних органов.

Выбор оптимального антимикробного препарата проводят, пользуясь следуй ми критериями:

  • предпочтителен препарат с узким спектром действия;
  • при смешанной инфекции назначают монотерапию препаратом
  • в отношении природно устойчивых к большинству препаратов для достижения синергического эффекта
  • целесообразно прогнозирование возможных нежелательных реакций и побоч­ных эффектов;
  • необходимо учитывать особенности пациента (масса тела, возраст, наличие со­путствующих болезней, органной дисфункции, аллергологический анамнез, бе­ременность, кормление грудью, прием других лекарственных средств и др.). Для выбора рационального режима дозирования препаратов определяют:
  • разовую дозу;
  • кратность введения;
  • путь и скорость введения.

У больных с сепсисом, находящихся в критической, жизнеугрожающей ситуа­ции, антибиотики вводят внутривенно в максимальных суточных дозах. В остальных случаях препараты назначают в среднесуточных дозах.

В условиях адекватно проведенной хирургической обработки гнойного очага первую оценку эффективности антибактериальной терапии обычно проводят через 2-3 суток после ее начала. При эффективности подобранной терапии препарат на­значают на весь курс лечения. Наличие в ране очагов неудаленных (или неудалимых) некротических тканей, длительное стояние тампонов, присутствие инородных тел, протезов пролонгирует синдром системной воспалительной реакции даже при адекватно подобранной антимикробной терапии. В данных ситуациях не следует спе­шить с пересмотром эмпирической антибактериальной терапии.

Если первоначальное парентеральное введение препарата привело к улучшению состояния больного, то проводится ступенчатая терапия с переходом на перораль-ные лекарственные формы тем же препаратом.

На основе полученных бактериологических данных и клинического течения за­болевания проводится деэскалация антибактериальной терапии с сужением анти­микробного спектра препаратов, т.е. смена одного эмпирически подобранного препа­рата (или их комбинации) на другой препарат (или их комбинацию) с более узким спектром действия. Такая тактика является оправданной как для предупреждения развития резистентности к антибиотикам широкого спектра действия, так и для сни­жения затрат на лечение.