Основными критериями в оценке эффективности антибиотикотерапии в практи­ке гнойной хирургии являются:

  • ликвидация или уменьшение выраженности симптомов СВО (снижение темпе­ратуры тела, уменьшение тахикардии и тахипноэ, положительная динамика в ге­мограмме и др.);
  • ослабление или исчезновение симптомов воспаления в гнойном очаге (умень­шение гиперемии, отека, болезненности, инфильтрации тканей, отграничение некрозов и др.);
  • исчезновение микробных ассоциаций, уменьшение количества микробов на 1 г ткани или элиминация возбудителя.

В каждой конкретной ситуации вопрос о возможности прекращения антибакте­риальной терапии следует решать, исходя из клинических и, по возможности, бакте­риологических данных, т.е. основным критерием завершения терапии в большинстве случаев является клиническое улучшение состояния больного или выздоровление.

При отсутствии эффекта от проводимой антибактериальной терапии необходи­мо решить вопрос о смене схемы эмпирической терапии, учитывая тяжесть течени заболевания, локализацию инфекции, предположительного возбудителя данные срочной бактериоскопии и др. Однако прежде всего следует определить, не связа­на ли данная «неэффективность» антибиотикотерапии с неблагоприятным течением раневого процесса (прогрессирование инфекции, формирование вторичных очагов некроза, гнойных затеков и др.), развитием вторичных гнойных и других инфекцион-но-воспалительных очагов (пневмония, инфекции мочевыводящих путей, пролежни и др.), суперинфекции, аллергических реакций на препарат и др.

При выборе стартового режима эмпирической антибактериальной терапии тя­желых О И следует ориентироваться на спектр потенциальных возбудителей в зави­симости от локализации первичного гнойного очага и особенностей клинического течения заболевания. Своевременная и полноценная диагностика характера микро­флоры, вызывающей развитие гнойно-воспалительного процесса, имеет значение для оценки адекватности эмпирической антибактериальной терапии и эффективно­сти хирургического лечения в целом. Эта задача тем более важна у такой тяжелой группы больных, какими являются пациенты с сепсисом.

Более 20 лет назад в результате рандомизированных клинических исследований было установлено, что адекватная антибактериальная терапия при тяжелых гнойно-воспалительных процессах на начальных этапах снижает риск развития септическо­го шока и летального исхода не менее чем на 50%. Исследования последних лет под­тверждают это правило. Стартовая антибактериальная терапия тяжелых инфекций должна обеспечивать максимально возможный спектр антибактериальной активно­сти для подавления большинства возможных патогенов. Неадекватная стартовая те­рапия ведет к более высокой летальности.

При получении результатов бактериологических методов исследования (иденти­фикация возбудителя) и антибиотикограммы переходят на направленную терапию препаратом (или комбинацией препаратов) с узким спектром действия, учитывая в выборе последнего его фармакодинамические характеристики, частоту возможных осложнений и побочных реакций, стоимость курса лечения и др.

Следует признать, что выбор химиопрепаратов для лечения тяжелых гнойных процессов, вызываемых смешанной аэробно-анаэробной флорой, во многом зави­сит от состава аэробного звена инфекции, которое варьирует как по своему видово­му составу, так и по уровню резистентности к антибиотикам. Анаэробные бактерии, за исключением некоторых видов бактероидов, фузобактерий и превотелл, не о ла дают мобильными механизмами выработки резистентных к антибактериальным^ паратам вариантов. Они характеризуются высокой природной чувствительность к стандартным антианаэробным препаратам, практически не меняющейся.Однако в последние годы в литературе все чаще стали появляться собщениея о резистентности анаэробных бактерий к антибиотикам, особенно в контрольным применением антибактериальных препаратов. На основании результатов клинико-бактериологических делили две группы больных, различающихся микробной этиологии процесса, а следовательно, и стратегией антибиотикотерапии. В Iгруппу во­шли больные с острыми гнойно-воспалительными заболеваниями мягких тканей (абсцесс, флегмона, рожа и др.), а также пациенты, у которых развились гнойно-не­кротические осложнения острых гнойных заболеваний кожи и подкожной клетчат­ки (фурункул карбункул, лимфаденит и др.), ран после укусов человека или жи­вотных, инфицированных ран, ранее не подвергавшихся хирургической обработке. Микробная этиология гнойного воспаления этих больных представлена глав­ным образом грамположительной аэробной кокковой флорой {Staphylococcusspp., Streptococcusspp.), грамположительными анаэробными кокками (Peptostreptococcusspp., Peptococcusspp.) и палочками (Clostridiumspp.) (92,2%). Частота выявления MRSAв этой группе чрезвычайно низка — 0,7%. Стрептококков, резистентных к бен-зилпенициллину, нами не выявлено.