Характерной особенностью бактериальной обсемененности при развитии нагноительных процессов, осложняющих открытые травматические повреждения, явля­ется наличие в ране микробных ассоциаций. При хроническом посттравматическом остеомиелите, особенно при огнестрельном остеомиелите военного времени, в большинстве случаев также выявляют наличие микробных ассоциаций, при этом установить, какой из микроорганизмов в этих ассоциациях играет ведущую роль в развитии и поддержании патологического процесса, не представляется возможность. В этих случаях реализуются такие эволюционно закрепленные взаимотношений  между различными микроорганизмами, как симбиоз, синергизм. существование в одном биотопе нескольких видов микроорганизмов, совместное патогенное действие, усиливется у каждого, улучшение условий для питания и роста там, где по отдельно не могут размножаться. При нагноениях после плановых оперативных вмешательств наблюдается противоположная картина: более 70% бактериологических посевов дает рост монокультуры. Это характерно и для подавляющего большинства остеомиели­тов гематогенного происхождения.

Микроорганизмы, являющиеся этиологическим фактором гнойной раневой ин­фекции, представляют весьма обширную группу, которая включает как кокковую, так и палочковидную флору, для размножения и жизнедеятельности которой требу­ется создание аэробных или анаэробных условий.

В связи с изменяющимися условиями существования микроорганизмов, а также изменениями реактивности макроорганизма все большее число, в основном условно-патогенных, бактерий становится возбудителями гнойной инфекции.

В основе развития любого раневого гнойного процесса лежат патогенное воздей­ствие этиологического фактора (микроорганизма) и реакции больного, имеющие приспособительный и компенсаторный характер, регулирующиеся нервными и гу­моральными механизмами. Такое понимание процесса позволяет строить рациональ­ные лечебные схемы с учетом возможности истощения компенсаторных механизмов, поэтому необходимо постоянно следить за показателями гомеостаза. Лечебные меры, направленные не только на этиологические факторы, но и на патогенез, могут предо­твратить развитие болезни или придать ей более легкое течение.

Вопрос о роли микрофлоры как этиологического фактора нагноительного про­цесса весьма сложен и не может быть сведен к простому взаимоотношению макроор­ганизма только с одним возбудителем. Представление, установившееся еще со вре­мен Л. Пастера и Р. Коха, — один вид патогенного микроба вызывает одно определен­ное заболевание — в гнойной хирургии не является бесспорным.

Углубленное изучение нагноительных процессов, вызванных неспорообразую-щей анаэробной микрофлорой, показало, что частое одновременное выявление аэ­робной и анаэробной флоры при этих процессах не случайно. Возникновение анаэ­робного нагноительного процесса подготавливается аэробами, которые проникают в патологический очаг и определенным образом «готовят» ткани к развитию ана­эробной гнойной инфекции, сенсибилизируют их. Иначе говоря, аэробная и анаэ­робная инфекции не просто сосуществуют в ране; присутствие одних возбудителей обусловливает в значительной степени возможность развития других. Вероятно, такое явление имеет место и при другой смешанной флоре. Симбиоз возбудителей в ране — явление в значительной мере закономерное. Эта закономерность может быть обусловлена биохимическими процессами, в том числе и ферментативными, происходящими в ране, которые могут изменяться не только из-за реакции тканей на жизнедеятельность микроорганизмов, но и в результате взаимодействия различ­ной микробной флоры в ране.

Любая рана неизбежно связана с повреждением тканей и появлением в ней мерт­вых и омертвевающих клеточных элементов. Распад клеток сопровождается выхо­дом в рану большого количества лизосомальных ферментов и других биологически активных веществ (гистамин, серотонин, кинины и др.). Нарушается кислотно-ще­лочное состояние с выраженным сдвигом в кислую сторону.