Доказательством вероятности бытовой передачи возбудителя могут являться следующие факты:

  • результаты санитарно-бактериологических исследований свидетельствуют о на­личии возбудителей инфекции на объектах внешней среды палат (подоконниках, тумбочках, кроватях, стенах палат и т.д.), личных предметах больных (кружки, ложки, стаканы и т.д.). Проведенные исследования свидетельствуют о достаточ­но высокой контаминации рук и специальной одежды медицинского персонала в процессе выполнения функциональных обязанностей;
  • в ряде процедурных и перевязочных отделений обнаружена контаминация воз­будителем инфекции части используемого при перевязках хирургического ин­струментария, диагностической и лечебной аппаратуры. Кроме того, установле­ны факты выделения монокультур S. typhimuriumиз гнойного отделяемого ран в титрах более 105 в 1 мл, что свидетельствует об их этиологической значимости в развитии воспалительных процессов. Это позволяет выделить артифициаль-ный путь передачи инфекции, действующий в рамках бытового;
  • выявлена прямая корреляционная зависимость частоты положительных нахо­док сальмонелл при проведении санитарно-бактериологических исследований в отделениях от уровня заболеваемости пациентов, что свидетельствует об ин­тенсивной контаминации возбудителем инфекции внешней среды больными ВБС. С учетом устойчивости и длительности сохранения возбудителя в палат­ных условиях это указывает на важную роль «госпитальной среды» как фак­тора, способствующего хронизации эпидемического процесса в стационарах и формированию стойких эпидемических очагов. «Госпитальная среда» явля­ется важным постоянно существующим эпидемическим, звеном даже в пери­оды спада заболеваемости манифестными формами или полным отсутствием ее регистрации, сохраняя потенциальную опасность возможности бытовой или воздушно-пылевой передачи этиологического агента и активизации эпидеми­ческого процесса;
  • важным подтверждением возможности реализации бытового пути передачи слу­жит выраженная палатная очаговость. В наиболее поражаемых хирургических отделениях практически все заболевания (80-90%) регистрировались в несколь­ких определенных палатах, которые составляют 10-15% от всей коечной емко­сти отделения. Очень часто наблюдались случаи выявления заболевших через 3-7 суток на тех же койках, с которых были переведены больные сальмонелле-зом, если постельные принадлежности не подвергались камерной дезинфекции. Этот факт является доказательством возможности как бытового, так и воздушно-пылевого пути передачи S. typhimurium-, корреляция уровня заболеваемости медицинского персонала с показателями заболеваемости среди пациентов отделений и их структура по профилю про­фессиональной деятельности, где уровень инфицированности определялся длительностью пребывания сотрудника в активно действующем очаге и сте­пенью непосредственного контакта с инфекционным больным или заразным материалом.

Следует отметить, что инфицирование пациентов алиментарным путем мог­ло происходить с употреблением контаминированной пищи в двух возможных ва­риантах — без подроста возбудителя и с учетом этого фактора. В этом отношении все определялось временем от момента инфицирования пищи возбудителем до ее употребления (с учетом контаминации палатных секций и нахождения возбудите­ля в воздухе попадание микроорганизма в готовую пищу происходило, как прави­ло, в первые минуты внесения блюд в палату), общим состоянием макроорганизма, его индивидуальными защитными свойствами. Данный путь передачи в достаточной степени типичен для хирургических и реанимационных отделений, имеющих палат­ный режим и укомплектованных лежачими больными, составляющими 60-100% в структуре пациентов ряда отделений.

Другим вариантом инфицирования пациентов этим путем служит зондовое пи­тание, используемое в лечении 30-40% пациентов, требующих интенсивной терапии. Данный вариант наиболее характерен для пациентов реанимационных отделений и во многом определяется его спецификой. Сухую смесь для зондового питания раз­водят extemporeрядом с кроватью пациента, как правило, для нескольких больных. Температура подготавливаемой смеси 35-45°С. При высокой степени инфицирован­ности воздушной среды палат достаточно быстро происходит попадание возбуди­теля в емкость с подготовленной смесью, которая является хорошей питательной средой и имеет оптимальный температурный режим для его размножения. С учетом последовательности и длительности кормления нескольких пациентов, как правило, одной и той же медицинской сестрой, может пройти от 30-40 мин до 1 ч и более, что позволяет размножиться возбудителю. Нарушения норм санитарно-гигиеническо­го и противоэпидемического режима медицинским персоналом при обслуживании пациентов, режима мытья и дезинфекции рук и посуды при подготовке зондового питания, регулярной обработки назогастроинтестинальных зондов являются допол­нительными факторами риска инфицирования пациентов.

Действие подобного пути передачи инфекции может в ряде случаев сопрово­ждаться определенным повышением уровня заболеваемости на фоне относительно торпидного течения хронической эпидемии и спада ее активности, однако в этом случае должна быть прослежена четкая эпидемиологическая связь. В ряде ситуации в результате действия алиментарного пути передачи инфекции может наблюдаться повышение уровня заболеваемости ВБС.

Таким образом, для ВБС, вызываемого госпитальными штаммами S. typhimun-ит, характерно многообразие факторов и путей передачи инфекционного агента. Несмотря на тесное и сложное их взаимодействие, каждый из них обладает относительной самостоятельностью в рамках конкретного стационара, подтверждают результатами санитарно-микробиологических исследований, динамикой заболевае­мости, клиническими особенностями и формами ее проявления.

В течение хронической эпидемии ВБС действию каждого из путей передачи от­водится определенная роль и значимость в ее различные периоды. Если на этапе на­чала эпидемии и формирования стойкого эпидемического очага сделать однозначно это достаточно непросто, то в последующем следует возможным предполагать пре­имущественное действие воздушно-пылевого пути передачи, объясняющего более половины возникающих случаев заболеваний. Изменение активности этого пути по­зволяет в значительной мере объяснить цикличность характера динамики эпидеми­ческого процесса ВБС в стационаре.

Активность действия бытового пути передачи, как правило, остается неизменной в течение всего эпидемического года и его роль наиболее значима в периоды спада и отсутствия заболеваемости манифестными формами, что и обеспечивает поддер­жание эпидемического процесса.

Алиментарный путь неразрывно связан с рассмотренными путями передачи, ко­нечным фактором передачи которого является пища. Действие его также не претер­певает серьезных изменений активности в течение эпидемического года и зависит в большей степени от определенных нарушений организации и санитарно-гигиени­ческих норм кормления пациентов и питания сотрудников в отделениях. Динамика заболеваемости, обусловленная действием этого пути передачи, не имеет существен­ных различий с динамикой проявлений эпидемического процесса при бытовом пу­ти, однако в ряде ситуаций может носить вспышечныи характер. Тем не менее роль и значение бытового и алиментарного пути передачи на этапе развития эпидемии при отсутствии действия воздушно-пылевого пути не велика. Свидетельством этому является низкий уровень заболеваемости манифестными формами или ее полное от­сутствие в теплые летние месяцы года (межсезонный период), несмотря на наличие предрасполагающих факторов внешней среды.

Особо следует подчеркнуть роль и значение «госпитальной среды» в реализации путей передачи, поддержании и хронизации эпидемического процесса. Значение ее тесно связано со свойствами самого возбудителя инфекции, которые обеспечивают его высокую устойчивость к воздействиям факторов внешней среды и, как следствие, возможность длительного сохранения на объектах и в пыли палатных секций без по­тери вирулентных свойств.