Ожоговые отделения относятся к хирургическим стационарам. Все оперативные вмешательства у ожоговых больных проводятся в условиях контаминированных или инфицированных ран, ведение ран осуществляется по принципам, принятым в гнойной хирургии. Нагноение в ране расценивается как проявление ожоговой травмы, а не гнойно-септическое осложнение.
Все пациенты с ожоговыми ранами являются потенциальными источниками вспышек внутригоспитальных инфекций, чаще всего вызванных S. aureusили P. aeruginosa. Наиболее вероятными источниками этих инфекций являются слизистая преддверия полости носа медицинского персонала (метициллин-резистентный стафилококк), собственно ожоговые раны, желудочно-кишечный тракт пациентов с ожогами, а факторами передачи — кожа рук, окружающие поверхности, объекты и оборудование.
Перенос микроорганизмов от одного пациента к другому, особенно мультирези-стентных, приводит к возникновению ВБИ. Присоединение ВБИ увеличивает общую и послеоперационную летальность, а также длительность пребывания в стационаре и расходы на лечение. Профилактика и лечение ВБИ являются приоритетными задачами в работе персонала ожоговых отделений.
По эпидемиологической классификации труда медицинских работников, по степени риска инфицирования внутрибольничными инфекциями, вызываемыми условно-патогенными микроорганизмами, работа в ожоговом отделении имеет высокий риск. Уровень заболеваемости персонала в 3 раза выше, чем в терапевтических отделениях. Доказана профессиональная обусловленность таких заболеваний, как ангина и гнойничковые поражения кожи, для персонала ожоговых отделений.
Важное противоэпидемическое значение имеет соответствие условий труда санитарным нормам. Заболеваемость персонала в отделении, не соответствующем гигиеническим параметрам, в 2,1 раза превосходит аналогичный показатель такого же отделения, в котором созданы необходимые условия.
Ожоговый центр может быть организован как полностью самостоятельное лечебное учреждение (например, в Саратове) или являться частью многопрофильного стационара (большинство ожоговых центров и отделений в России).
С точки зрения специальных аспектов лечения, предупреждения и ограничения внутригоспитальных инфекций для ожогового центра желательным является высокая степень автономии. Наличие собственных «ожоговых» перевязочных и операционных, палат реанимации/интенсивной терапии является обязательным, собственного приемного отделения — желательным.
Архитектурно-планировочные и конструктивные решения зданий должны обеспечивать оптимальные санитарно-гигиенические и противоэпидемические режимы, а также создавать наилучшие условия труда для медицинского персонала.
Планировка помещений ожоговых стационаров должна исключать возможность перекрещивания «чистых» и «грязных» технологических потоков.
Расчетная площадь помещений палат - 10 м2 на 1 койку. Желательно наличие шлюзов, отдельного санузла и душевой в каждой палате. Рекомендуется цикличность заполнения палат.
Расчетная температура воздуха — 22°С, кратность воздухообмена — не менее 10 в час, приток воздуха — 80%, вытяжка — 100%. В некоторых помещениях предусматривается кондиционирование воздуха (реанимационные палаты, септические палаты, операционные). Иногда предусматривается подача стерильного воздуха.
Необходимы устройства для обеззараживания воздуха — бактерицидные лампы, установки «Поток», вентиляционные фильтры высокой эффективности. Допустимый уровень бактериальной обсемененности воздушной среды — не более 1000 КОЕ/м3 всех микроорганизмов и не более 2 КОЕ/м3 золотистого стафилококка. Требования к операционным и перевязочным — обычные, в соответствии с СанПиН. Контроль состояния микроклимата, работы вентиляции проводится 1 раз в 3 месяца.
Генеральная уборка палат проводится не реже 1 раза в месяц, генеральная уборка операционных, перевязочных, процедурных — 1 раз в неделю. Смена белья должна быть ежедневной после перевязки и после операции, а также по мере загрязнения.