Еще в середине прошлого века при изучении пневмоцистоза у детей чешскими исследователями О. Йировцем и Э. Кучера было подмечено, что в семейной обста­новке, даже при самых неблагоприятных условиях жизни, пневмоцистоз встреча­ется реже, чем в хороших условиях пребывания в детских домах. Вероятно, тесное общение детей увеличивало количество пневмоцист в аэрозоле воздуха до величины инфицирующей дозы, способной вызвать манифестное течение инфекции.

Пневмоцистоз выявлялся в домах ребенка г. Москвы, причем частота обнару­жения пневмоцист зависела от эпидемиологической ситуации. При наличии в до­ме ребенка вспышки пневмоний имела место широкая диссеминация возбудителя. Пневмоцисты в этот период определились в детском коллективе у 88% детей. При отсутствии в доме ребенка пневмоний, но при наличии подъемов заболеваний ОРЗ в обычное для года время, носительство пневмоцист у детей было выявлено в 20,8% t учаев. При отсутствии случаев пневмоний и внесезонных подъемов заболеваемо­сти ОРЗ носительство встречалось редко (3,4%).

Внутрисемейные вспышки с циркуляцией пневмоцист у членов семьи наблюда­лись рядом исследователей, при этом дети чаще заражались от родителей, в ряде слу­чаев не исключался занос инфекции ребенком из дошкольного детского коллектива.

Сезонность пневмоцистоза

Имеющиеся в литературе данные о сезонности пневмоцистоза разноречивы. И это не удивительно. Изучение сезонности при всех инфекциях основано на данных заболеваемости. При пневмоцистозе, когда в настоящее время в год в стране офи­циально регистрируют единичные случаи заболевания (2-5) в силу недостаточных знаний инфекции медицинскими работниками, изучать сезонность крайне сложно. Предпринимаются попытки обоснования сезонности возникновения заболевания путем определения классов иммуноглобулинов (IgM и IgG), обнаружения пневмо­цист в слизистом отделяемом дыхательных путей и других биологических жидко­стях. Однако антиген обнаруживают не только у больных, но и у носителей, антитела часто носят следовой характер, будучи результатом ранее перенесенной инфекции. У взрослых лиц, вероятно, нередко имеет место реинфекция. Иначе как объяснить об­наружение маркеров пневмоцистоза у 50% доноров — самой здоровой части населе­ния. На современном этапе удается выяснить некоторую сезонность вспышек пневмоцистоза. Но эти данные тоже расходятся: по одним наблюдениям вспышки у детей чаще возникают в зимнее время, по другим — в зимне-весенний период времени; при­водятся данные о росте заболеваемости в конце лета — начале осени. Вопрос о сезон­ности пневмоцистоза нуждается в дальнейшем изучении. Что касается цикличности эпидемического процесса, то, судя по материалам целого ряда исследователей, при пневмоцистозе она отсутствует.