Заболевания медицинского персонала вызывают различные этиологические агенты: вирусы, бактерии, простейшие, грибы.

Во время эпидемий гриппа и ОРВИ медицинские работники одними из первых вовлекаются в эпидемический процесс, заболеваемость у них в 2-2,5 раза выше, чем у населения. Воздушно-капельный механизм передачи инфекции совершается ис­ключительно легко.

Во время эпидемии атипичной пневмонии SARS, вышедшей из Китая и в корот­кий срок проникшей в 33 страны (2002-2003 гг.), отмечалась высокая заболеваемость медицинских работников. В странах Юго-Восточной Азии их удельный вес среди всех заболевших достигал 20-50%.

Воздушно-капельная передача при пневмоцистозе способствует быстрому за­ражению детей и взрослых. Но если у детей гамма клинических проявлений много­образна (от легких форм до тяжелых пневмоний с летальным исходом), то у взро­слых доминируют легкие формы и носительство. Такие носители особенно опасны при уходе за ослабленными детьми. Как показали наши наблюдения, одна из носи­телей-акушерок, принимая роды, способствовала заражению большой группы детей и возникновению вспышки пневмоцистоза в закрытом детском коллективе для детей первых 3 лет.

Все более значимой становится проблема микозов. У медицинского персонала стационаров для детей и больных с иммунодефицитами определяют не только не сительство грибов рода Candida, но и поражения слизистой полости рта, пищевода.

В гематологическом отделении была установлена циркуляция грибов Candidaspp. в окружающей среде всех отделений помещения. При проведении ретроспектив­ного исследования была выявлена высокая инфицированность этими грибами меди­цинских работников (46,9 на 100). По сравнению с контрольной группой у них были обнаружены иммунодефицитные состояния и выявлены более высокие титры анти­тел к грибам Candidaspp. Кроме носительства, у медицинского персонала гематоло­гического отделения наблюдались и манифестные формы кандидоза (кандидоз сли­зистой полости рта). Заболеваемость кандидозом составила 6,25 на 100 сотрудников. Высокая частота носительства и возникновения манифестных форм кандидоза среди медицинского персонала связана с постоянным и непосредственным контактом как с лечебными препаратами (цитостатиками и антибиотиками), так и с пациентами, получающими эти препараты. Вызваны они большей частью сформировавшимися госпитальными штаммами.

Медицинский персонал вовлекался в эпидемический процесс при вспышках пневмоцистоза в детских домах, больницах для детей раннего возраста, онкологиче­ских стационарах. Известна вспышка в кардиологическом отделении.

Остановимся на гемоконтактных инфекциях. Каждого больного целесообраз­но рассматривать как потенциальный источник инфекции, что требует соблюдения мер индивидуальной защиты и правил личной гигиены при оказании медицинской помощи.

Число заносов инфекционных заболеваний в ЛПУ растет. Так, если в 1997 г. в стационары г. Москвы было занесено 12 310 случаев инфекций, то в 2000 г. эта цифра возросла до 21 232, а в 2005 г. составила свыше 26 тысяч. Велико число за­носов гепатита В, гепатита С, ВИЧ-инфекции. Частота профессиональных зараже­ний медицинских работников парентеральными вирусными гепатитами составляет, по разным оценкам, 0,02-0,5 на 1000 сотрудников в год (Л. П. Зуева и др., 2003).

Широкому распространению гемоконтактных инфекций способствует создан­ный медициной искусственный артифициальный механизм передачи, который ассо­циируется с инвазивными диагностическими и лечебными процедурами. Количество инвазивных вмешательств непрерывно растет. При этом медицинский персонал, имея контакт с кровью больных, может заражаться.

Опасность инфицирования таят как тяжелые сложные оперативные вмешатель­ства, так и рутинные процедуры, например взятие крови и инъекции. Н. Н. Филатов и И. А. Храпунова в 200 клинико-диагностических лабораториях проследили весь путь крови от взятия ее у пациента до утилизации. Данные азопирамовой пробы свидетельствовали о широкой контаминации кровью предметов окружающей сре­ды: поверхности рабочего стола, жгута, подушечек, ручек транспортного контей­нера. Лишь при вакуумном взятии венозной крови, когда используются особые пробирки вакутейнеры, пробы на скрытую кровь давали отрицательный результат. Вакутейнеры должны шире войти в практику работы клинико-диагностических лабораторий. На современном этапе следует больше внимания уделять дезинфек­ционным мероприятиям в процедурных кабинетах и соблюдению режима стерили­зации.

Посмотрим на другую рутинную процедуру — инъекции. По данным ВОЗ, в стра­нах с высоким и средним уровнем доходов ежегодно проводится до 12 млрд инъек­ций, в РФ — до 100 млн.

Исследования показали, что в разных типах стационаров у специалистов раз­личного профиля уровни инфекционной заболеваемости повышены. В ожоговых отделениях, например, по данным И. А. Храпуновой, заболеваемость медицинских работников оказалась в 8 раз выше, чем у взрослого населения (4923 и 693 соответст­венно). Гнойно-воспалительные заболевания кожи и носоглотки, вызываемые золо­тистым стафилококком, эшерихиями, псевдомонадами, особенно часто встречаются в первые годы работы.

У хирургов в Москве до вакцинации и на первых этапах вакцинации заболевае­мость гепатитом В была в 10 с лишним раз выше, чем в целом у населения, а у пер­сонала реанимационных отделений — в 7 раз выше. После введения массовой вак­цинации для профилактики гепатита В заболеваемость медицинских работников снизилась в 22 раза.