В отделениях детской нефропатологии обращает на себя внимание высокая забо­леваемость медицинского персонала хроническим, вяло протекающим пиелонефри­том. У медицинских работников, занимающихся гастроскопией, чаще выявляют­ся IgG антитела к Helicobacterpylori.

Какие же факторы способствуют внутрибольничному инфицированию меди­цинских работников? Из ряда факторов, способствующих заражению персонала, следует особо выделить четыре:

  • своеобразие экологических условий ЛПУ (колоссальнейшая концентрация ос­лабленных лиц на ограниченной площади и госпитальный «агрессивный» ми­кробный пейзаж);
  • наличие значительного числа источников инфекции среди пациентов и, возмож­но, среди медицинского персонала;
  • нарастающий «вал» агрессии инвазивных вмешательств, увеличивающий риск заражения пациентов через кровь;
  • широкое применение антибиотиков и цитостатиков, изменяющих биоценоз сли­зистых и кожных покровов больных и медицинского персонала.

Огромной проблемой здравоохранения стали гемотрансмиссивные инфекции, насчитывающие более 30 нозологических форм. Особо следует выделить гепати­ты В и С в силу наклонности к хроническому течению, развитию цирроза печени и гепатоцеллюлярной карциномы (в 70-85% случаев при гепатите С), а также ВИЧ-инфекцию. Медицинские работники, имеющие контакт с кровью пациентов, могут заражаться вирусами ГВ, ГС, TD, TG... и другими инфекциями.

В 2003 г. под эгидой ВОЗ в РФ была проведена оценка показателей безопасности по вакцинопрофилактике. Анализ работы проведен в 415 ЛПУ.

Как указывает Федеральная служба по надзору, в сфере защиты прав потребите­лей и благополучия человека отмечена довольно сложная ситуацию. В практике оте­чественного здравоохранения все еще остается много ручных манипуляций со шпри­цами и иглами после проведения вакцинации.

Ручные манипуляции по изъятию игл, при разборке шприцев использо в 95,6% проверенных учреждений; отсекатели, резко снижающие риск полтаТ"* травм медицинскими работниками, применялись лишь в 1,4% ЛПУ. Нескольк ^^ использовали их в коммерческих центрах (2,12%) и амбулаторно-поликлиничегаих учреждения (2,6%). В итоге были даны рекомендации, где указывалось на необхо­димость отказаться от любых ручных манипуляций с использованными шприцами и иглами.

В большинстве экономически развитых стран после проведения инъекции шприц с иглой помещают в контейнер, непромокаемый, непрокалываемый и удаля­ют. Дезинфицирование инъекционного инструментария в медицинском учреждении не практикуется в большинстве стран мира в силу высокого риска заражения персо­нала. В нашей стране широко практикуется вторичная переработка пластмассовых шприцов. В связи с этим иглы отделяются от шприца (это очень опасная процедура, при которой велик риск поранить руки); удалять иглы следует специальными устрой­ствами (извлекателями и рассекателями), снижающими риск заражения персонала. Затем все дезинфицируют. Все эти ручные процедуры таят риск заражения персонала.

Перспективны саморазрушающиеся шприцы, гарантирующие от повторного применения.

А как часто медицинский персонал в процессе профессиональной деятельности ранит руки иглами, режущими инструментами?

В западных странах из 8 млн медицинских работников более 2 тысяч ранят иглой кожные покровы, некоторые неоднократно в течение года. Половина всех случаев приходится на медицинских сестер. У нас, к сожалению, о таких внештатных ситуа­циях сообщают редко.

Между тем важность налаживания системы учета и регистрации травм в ЛПУ совершенно очевидна. Она является основой проведения профилактических и про­тивоэпидемических мероприятий в конкретной ситуации. При анализе данных жур­нала травм и аварий в одной из больниц Санкт-Петербурга оказалось, что на первом месте были травмы с проколом перчаток и повреждением кожных покровов (69%), на втором — попадание биоматериала на слизистые оболочки (22%), на третьем — прокол перчаток без повреждения кожных покровов (9%). При опросе 45 сотруд­ников оказалось, что частота проколов перчаток без повреждения кожных покровов составляла 17 на 100 манипуляций, попадание биоматериала на кожу и слизистые -14 на 100, проколов перчаток с повреждениями кожных покровов — 9,4 на 100. В РФ за 2 года (2005-2006) по 54 субъектам было зарегистрировано 2527 случаев травми­рования медицинских работников. Только 72,7% из них получили химиопрофилак-тику, у 27,3% она не проводилась из-за позднего обращения, у 9,4% - из-за отсутст­вия показаний.

В США частота ранений медицинских работников острым инструментарием на 1 тысячу составляет:

  • у операционных сестер — 93-228;
  • у санитарок — 127-178;
  • у работников лабораторий — 105-120.

Но расчетным данным, риск заражения при уколе рук составляет:

  • ВИЧ-0,3%;
  • ГВ-2-4%;
  • ГС -0,5-2%.

Но данным СДС (Центр по контролю за заболеваемостью, США), риск зараже­ния при уколе рук инфицированной иглой или порезе составляет при гепатите В — 3-30%, при гепатите С - 1,8%, ВИЧ-инфекции - 0,3-0,5%.

Известны случаи заражения медицинского персонала при попадании в глаза кро­ви, перинатальной жидкости, проколах кожи спицами, ранении обломками костной ткани и др.

Медицинский персонал в процессе профессиональной деятельности подвергает­ся повышенному риску заражения не только гемоконтактными инфекциями, но и ин­фекциями дыхательных путей, наружных покровов, кишечными инфекциями.

В современных условиях при развитии межконтинентальных транспортных средств сообщения, интенсивных миграционных процессах и развитии туризма как глобального явления возможен занос любой инфекции в любую точку земного шара в том числе и нашу страну. Медицинские работники первыми сталкиваются с этими инфекциями.

Так, во время эпидемии новой вирусной инфекцией (SARS или короновирус-ной атипичной пневмонии, с которой впервые столкнулся мир) за 7 месяцев в 2002— 2003 гт. в 29 странах было поражено более 8440 человек, при этом отмечалась высо­кая заболеваемость медицинских работников. В Гонконге удельный вес их превысил 60%, в Торонто составил около 30%.

Учитывая высокий риск заражения целым рядом инфекций при оказании ме­дицинской помощи пациентам, медицинским работникам важно соблюдать меры защиты. Еще раз напомним, что в современных условиях каждого больного пра­вомерно рассматривать как потенциальный источник инфекции (больной или но­ситель). Стоит задуматься над такими цифрами. В РФ высокий уровень заболева­емости ВИЧ-инфекцией, растет и заболеваемость беременных женщин. В 1999 г. было 300 беременных с ВИЧ, в 2005 г. — 4253. У многих из них ВИЧ-инфекция выявляется только при поступлении в учреждения родовспоможения или после родов. Эталон поведения акушеров — защита от ГВ. Если при приеме родов будет соблюдаться режим, как при оказании помощи пациентам с ГВ, персонал не зара­зится ВИЧ-инфекцией.