Современные хирургические концепции, используемые в лечении распространенного перитонита

В случаях, когда интраабдоминальная инфекция рецидивирует или прогрессиру­ет, когда развиваются послеоперационные осложнения, когда при тяжелых фор­мах перитонита за одну операцию невозможно адекватно санировать брюшную полость, перед хирургом возникает множество вопросов, касающихся дальней­шей хирургической тактики. Разочарования, последовавшие за оценкой резуль­татов применения закрытого промывания брюшной полости, или, как было при­нято в отечественной литературе, перитонеального диализа, привели к разработ­ке концепции программированных релапаротомий.

Этапный лаваж брюшной полости при распространенном послеоперационном перитоните

Запланированные релапаротомий, называемые в зарубежной литературе «этап­ный лаваж» [151,157], составляют краеугольный камень современной концепции активного хирургического лечения тяжелого вторичного перитонита. D.H. Witt-mann и соавт. [158], сравнивая концепцию открытого ведения брюшной полости (лапаростомии), запланированных повторных операций «stagedabdominalrepair(STAR)» и обычные хирургические методы, показали, что при равном риске смерти от перитонита подход STAR давал лучшие результаты. Существует и об­ратное мнение. Так, Т. Наи и соавт. [105] не сумели продемонстрировать преиму­щества запланированных релапаротомий перед общепринятой хирургической тактикой релапаротомий по показаниям.

Нами оценены результаты лечения 87 больных с распространенным после­операционным перитонитом, в комплексном лечении которых применялись этапные лаважи брюшной полости. Возраст больных - от 15 до 75 лет, в среднем 38,5 лет (табл. 3.1).

Преобладали лица молодого и зрелого возраста, больные моложе 50 лет со­ставили 70,1%. Соотношение женщин и мужчин было практически одинаковым (женщины - 54,0%, мужчины - 46,0%). Длительность пребывания на койке - от до 175 сут. В среднем 30,1 сут.

Таблица 3.1

Распределение больных по возрасту и полу

Возраст, годы

Мужчины

Женщины

Итого

До 20

6

5

11

20-29

6

13

19

30-39

6

10

16

40-49

10

5

15

50-59

13

5

18

60-69

5

1

6

70-79

1

1

2

Всего

47

40

87

Большинство больных (63, 72,4%) были переведены в МОНИКИ из лечеб­но-профилактических учреждений Московской области. Первичные операции на органах брюшной полости у 21 (24,2%) больного были выполнены в МОНИКИ, у 3 (3,4%) больных — в Московском областном научно-исследова­тельском институте акушерства и гинекологии (МОНИИАГ). По экстренным по­казаниям было оперировано 72 (82,8%) больных, в плановом порядке - 15 (17,2%) больных. Заболевания, осложненные послеоперационным перитонитом, представлены в табл. 3.2.

С острым аппендицитом было 27 (31,0%) больных, из них у 1 больного - острый катаральный, у 4 - острый флегмонозный, у остальных - острый гангренозный и гангренозно-перфоративный агтендицит. У 7 из 27 больных аппендицитом черве­образный отросток удалялся из периаппендикулярного инфильтрата с явлениями абсцедирования, у 2 червеобразный отросток располагался ретроцекально и ре-троперитонеально, у 3 - подпеченочно, у 2 больных острый аппендицит протекал при беременности 28-29 и 39-40 нед. На момент аппендэктомии признаков пе­ритонита не было у 6 (22,2%) больных с острым аппендицитом, местный перито­нит был у 11 (40,7%) больных, диффузный - у 7 (25,9%), разлитой - у 3 (11,1%) больных. При анализе историй болезни нами установлены следующие причины развития распространенного послеоперационного перитонита в этой группе больных: неадекватное дренирование брюшной полости - у 3, прогрессирование воспаления с развитием острой спаечной кишечной непроходимости - у 4, про­грессирование перитонита без установленной причины - у 8, внутрибрюшное кровотечение — у 1, инфицирование брюшной полости — у 2, неадекватная сана­ция брюшной полости — у 7, перфорация подвздошной кишки — у 1, несостоя­тельность швов купола слепой кишки — у 1 больного.

С заболеваниями желудка и двенадцатиперстной кишки было 13 (14,9%) больных. Из них с язвенной болезнью двенадцатиперстной кишки — 7 больных. У 1 больного с кровотечением из язвы двенадцатиперстной кишки выполнена ре­зекция желудка по Бильрот-Н, у 1 больной с кровотечением и перфорацией язвы двенадцатиперстной кишки — ушивание язвы, у 1 больной с перфоративной яз­вой двенадцатиперстной кишки — ушивание перфорации, у 2 больных с хрониче­ской язвенной болезнью двенадцатиперстной кишки и 2 больных с хронической язвенной болезнью двенадцатиперстной кишки, осложненной пенетрацией и рецидивирующими кровотечениями, выполнена резекция желудка.

Заболевания, осложненные послеоперационным перитонитом

Заболевание

Количество больных,

абс.

%

Острый деструктивный аппендицит

27

31,0

Острые и хронические заболевания желудка и двенадцатиперстной кишки

13

14,9

Травма органов брюшной полости

11

12,6

Акушерско-гинекологическая патология

10

11,5

Острая кишечная непроходимость

9

10,4

Желчно-каменная болезнь

б

6,9

Заболевания толстой кишки

5

5,8

Прочие

б

6,9

С заболеваниями желудка было 6 больных. У1 больного с пенетрирующей яз­вой желудка выполнена субтотальная резекция желудка, еще у 1 больного с кро­воточащей язвой желудка произведено прошивание кровоточащей язвы, 2 боль­ным с пептической язвой гастроэнтероанастомозов после резекции желудка вы­полнена реконструктивная резекция желудка. Рак желудка был у 2 больных. Им произведены гастрэктомия и субтотальная резекция желудка. Распространенный послеоперационный перитонит в этой группе больных развился в связи: с перфо­рацией острой язвы задней стенки желудка - у 1, перфорацией культи желудка -у 1, тромбозом нижней брыжеечной артерии с некрозом толстой кишки - у 1, не­состоятельностью эзофагоэнтероанастомоза - у 1, несостоятельностью швов культи желудка — у 1, несостоятельностью швов культи двенадцатиперстной кишки - у 3, несостоятельностью швов двенадцатиперстной кишки - у 1, несостоятельностью швов гастродуоденоанастомоза - у 1, перфорацией подвздошной кишки - у 1. Причина прогрессирующего течения перитонита не установлена в 2 случаях.

С острой кишечной непроходимостью было 9 (10,3%) больных. Из них 6 (66,7%) больных было с острой спаечной тонкокишечной непроходимостью (произведено разделение спаек, в двух случаях резекция тонкой кишки), 2 боль­ных с острой странгуляционной тонкокишечной непроходимостью и некрозом тонкой кишки, 1 больной с заворотом слепой кишки. Причины развития после­операционного перитонита в этой группе больных были следующие: некроз сле­пой кишки с перфорацией — у 1, некроз тонкой кишки с перфорацией — у 1, про­грессирование воспаления ту2, несостоятельность швов тонкой кишки — у 2, |»цидив спаечной кишечной непроходимости — у 1, не устранена тонкокишечная ^проходимость § у | инфицирование брюшной полости - у 1.