Остановимся на основных этапах хирургического лечения. Безусловно, важ­ным этапом операции при послеоперационном перитоните является выбор адек­ватного доступа. Мы не претендуем на новизну в этом вопросе, но убеждены, что только широкая срединная лапаротомия обеспечивает свободный доступ ко всем отделам брюшной полости и позволяет провести необходимую ревизию, устра­нить источник перитонита, санировать и дренировать брюшную полость, произвести интестинальную интубацию.

После вскрытия брюшной полости, как это делают и большинство хирургов, мы удаляли экссудат при помощи электроотсоса, постепенно отмывали верхние отделы брюшной полости, боковые каналы и в последнюю очередь полость мало­го таза. При этом оценивали характер и количество экссудата, устанавливали места его наибольшего скопления, брали экссудат для микробиологического ис­следования. Удаление из брюшной полости экссудата является важным этапом оперативного вмешательства, позволяющим добиться максимальной деконтаминации брюшной полости. При этом дальнейшее количество этапных лаважей, как правило, напрямую зависело от характера и количества экссудата в брюшной полости. В процессе эвакуации экссудата по возможности удаляли все фибриноз­ные наложения с брюшинного покрова, используя марлевые тампоны. По наше­му мнению, возможность удаления фибрина определяет радикальность опера­ции. Однако следует предостеречь от слишком грубых действий при снятии фиб­ринозных наложений, и там, где пленки фибрина слишком интимно связаны с серозным покровом органов, целесообразно воздержаться от их радикального удаления. Характер экссудата, обнаруженный в брюшной полости, представлен в табл. 3.5.

Таким образом, в 86,1% случаев этапные лаважи брюшной полости применя­лись при макроскопически определяемом гнойном перитоните. При микробио­логических исследованиях было установлено, что уровень микробной контами­нации составлял от 105 мк/г до 108 мк/г. Наибольшее количество этапных лаважей проводилось при гнойно-фибринозном характере экссудата.

На наш взгляд, количество и вид обнаруженного выпота в брюшной полости напрямую связаны с тяжестью эндотоксикоза и дальнейшим течением послеопе­рационного перитонита. С увеличением объема экссудата (табл. 3.6) увеличива­лось количество выполненных этапных лаважей (табл. 3.7), необходимых для полной санации брюшной полости.

Таблица 3.5

Характер экссудата в брюшной полости

Характер экссудата

Количество больных

абс.

%

Гнойно-фибринозный

36

41,4

Гнойный

29

33,3

Серозно-гнойный

7

8,0

Серозно-фибринозный

б

6,9

Серозный

1

1,1

Серозно-геморрагический

1

1,1

Желчный

2

2,3

Каловый

3

3,44

Бурый с каплями жира (анаэробный)

2

2,3

 

Таблица 3.6  Зависимость количества этапных лаважей от объема экссудата в брюшной полости

Объем выпота в брюшной полости

До 200 мл

200-400 мл

Более 400 мл

Среднее число этапных лаважей брюшной полости

1,б±0,5

2,3±0,4

2,9±0,6

Таблица 3.7 Распределение больных по числу этапных лаважей

Число лаважей, абс.

Количество больных

абс.

%

1

13

14,9

2

37

42,6

3

23

26,6

4

12

13,8

6

1

1,1

7

1

U

Всего

87

100,0

 

Было выполнено 87 этапных лаважей, что на одного больного в среднем со­ставило 2,21 повторные санации брюшной полости.

При релапаротомии оценивали также состояние кишечника, преимущест­венно тонкой кишки, состояние висцеральной брюшины, количество фибрина и степень его фиксации, выраженность отечности кишечной стенки, толщину кишечной стенки, выраженность ее воспалительной инфильтрации, диаметр ки­шечной трубки, количество и характер ее содержимого, перистальтическую активность кишки.

После указанных этапов производили новокаиновую блокаду корня брыжей­ки тонкой кишки 0,25% раствором новокаина (80-100 мл). При обнаружении хи­рургической причины прогрессирования перитонита по возможности ее устраняли.