Затем приступали к санации брюшной полости. Считаем, что для санации брюшной полости при распространенном послеоперационном перитоните целе­сообразно использовать растворы, содержащие антисептические средства. По на­шим данным, наиболее эффективными антисептическими средствами являются 0,6% раствор гипохлорида натрия и 0,02% водный раствор хлоргексидина. Для адекватной санации брюшной полости мы использовали от 8 до 10 л раствора ан­тисептика. Критерием окончания промывания брюшной полости считаем отсут­ствие макроскопического загрязнения промывных вод. Санация брюшной по­лости при перитоните является важнейшим этапом хирургического вмешательст­ва и должна выполняться с особой тщательностью. Адекватная санация брюшной полости способствует снижению интоксикации. На рис. 3.1 представлен вид брюшной полости в процессе проведения санации с выраженном вздутии и расширении кишечника (более 4-5 см) для об-легчения манипуляций в брюшной полости назоинтестинальную интубацию, как правило, производили на первых этапах операции (рис. 3.2).

По нашему мнению, интестинальная интубация является обязательным ком­понентом лечения распространенного послеоперационного перитонита, по­скольку она способствует:

  • детоксикации, поскольку из просвета кишечника в процессе интубации удаляется большое количество токсичного кишечного содержимого;
  • снижению давления в просвете кишки, что не только уменьшает последую­щую контаминацию брюшной полости микрофлорой из просвета кишеч­ника, улучшает микроциркуляцию в кишечной стенке, но и способствует раннему восстановлению моторики кишечника;
  • снижению давления в брюшной полости после окончания операции;
  • деконтаминации кишечника в послеоперационном периоде с помощью ан­тибактериальных средств;
  • шинированию кишечника, предупреждающему развитие ранней спаечной кишечной непроходимости.

Адекватное дренирование брюшной полости, по нашему мнению, также яв­ляется обязательным условием успешного лечения больных с распространен­ным послеоперационным перитонитом. Как правило, для дренирования брюш­ной полости использовали 5 двухпросветных трубок диаметром 10—12 мм, кото­рые устанавливали в поддиафрагмальные области, боковые каналы и малый таз. Дренажи выводили через контраппертуры, в точках, максимально близких к задней поверхности тела, для обеспечения наилучших условий для оттока жидкости. По нашим данным, в послеоперационном периоде по дренажам за сутки эвакуируется от 100 до 300 мл мутного экссудата с примесью фибрина, что обеспечивает снижение контаминации брюшной полости и уменьшает уровень эндотоксикоза. Кроме того, дренирование брюшной полости создает условия для ранней диагностики возникающих послеоперационных осложнений, таких как кровотечение, несостоятельность швов и перфораций полых органов, диаг­ностика которых при послеоперационном перитоните затруднена и запаздывает по времени в условиях ушивания операционной раны брюшной стенки наглухо, без оставления дренажей.

Следующим ответственным этапом операции является закрытие операцион­ной раны передней брюшной стенки. Мы не производили ушивания брюшины и мышечно-апоневротического слоя срединной раны, а накладывали узловые ка­проновые швы на кожу. Для этого закрывали прилежащие кишечные петли боль­шим сальником, на уровне передней брюшной стенки продольно оси операцион­ной раны проводили сквозной перфорированный однопросветный дренаж диаметром 5-6 мм для осуществления проточного промывания в послеопераци­онном периоде. Концы дренажа выводили через контраппертуры выше и ниже операционной раны.

Швы на кожу накладывали таким образом, чтобы добиться герметичности на этом уровне. В послеоперационном периоде проводили проточное промывание, используя растворы антисептиков в объеме 800—1200 мл в сутки.

Вид брюшной полости в процессе проведения санации

Вид брюшной полости в процессе проведения санации
Вид интубированной тонкой кишки
 
Вид интубированной тонкой кишки.
 

Последующие этапные лаважи брюшной полости проводили с интервалом 24—48 ч в соответствии с вышеописанными правилами, за исключением инте-стинальной интубации. На последней операции при принятии решения о пре­кращении этапных лаважей брюшной полости рану передней брюшной стенки ушивали послойно наглухо узловыми швами. При ушивании мышечно-апоневротического слоя прилежащую брюшину прошивали у самого ее края. Подкож­но-жировую клетчатку не сшивали. Герметично накладывали швы на кожу, пе­ред этим обязательно проводили сквозной дренаж для проточного промывания, который располагали на уровне швов апоневроза. Интестинальный зонд не уда­ляли до стойкого восстановления перистальтики кишечника в послеоперацион­ном периоде.