При необходимости устраняем выявленные патологические изменения со стороны органов брюшной полости (перфорации кишки, несостоятельности швов и т.д.). Обязательным этапом оперативного вмешательства является интестинальная интубация. Способ ее осуществления определяется конкретной хи­рургической ситуацией. Интестинальная интубация, по нашему мнению, выпол­няет функцию селективной детоксикации, дренирования и декомпрессии тонкой кишки, что способствует более раннему восстановлению моторики кишечника, а также позволяет осуществлять послеоперационную медикаментозную деконтаминацию тонкой кишки. Помимо этого, находящийся в просвете тонкой кишки зонд является своеобразной «шиной», препятствующей развитию ранней спаеч­ной кишечной непроходимости. Дренирование брюшной полости не произво­дим. После заключительного промывания брюшной полости (рис. 3.7) на кишечные петли укладываем перфорированную сетку «Prolene Mesh», размеры которой превышают размеры операционной раны на 5—6 см.

Сетку располагаем между кишечными петлями и передней брюшной стенкой таким образом, чтобы края сетки заходили на 5-6 см под переднюю брюшную стенку. Кроме «Prolene Mesh», можно использовать перфорированную поливи-нилспиртовую пленку «Виниплен», которая предназначена для укрытия донор­ских участков при пересадке кожи. Пленка «Виниплен» выпускается отечествен­ными производителями, что в значительной степени снижает стоимость методи­ки лапаростомии. По данным наших исследований, для отграничения кишечных петель необходимо использовать перфорированный материал. Механизм очище­ния брюшной полости при лапаростомии основан на спонтанном движении экс­судата к лапаротомной ране за счет его вытеснения из брюшной полости. Для по­глощения скапливающегося гнойного и токсичного экссудата операционную рану рыхло тампонируем салфетками, смоченными растворами антисептиков, либо мазями на полиэтиленоксидной основе, предназначенными для лечения гнойных ран. Кроме того, эти марлевые тампоны обеспечивают купирование гнойно-воспалительного процесса в ране передней брюшной стенки (рис. 3.8).

Для удержания салфеток в установленном месте на кожу операционной раны накладываем 3-4 кожных шва для сближения краев раны, которые завязываем на бантики. С целью продления поглощающих свойств тампонов операционную рану дополнительно укрываем несколькими слоями марлевых салфеток. Пере­вязки делаем 2—3 раза в сутки в зависимости от степени промокания повязки. Для этого развязываем кожные швы, удаляем все салфетки, оцениваем течение воспалительного процесса, укладываем новый перевязочный материал и завязы­ваем кожные лигатуры на бантики. При необходимости после обезболивания наркотическими анальгетиками либо при наличии перидурального катетера мож­но провести аспирацию и отмывание скапливающегося экссудата из боковых ка­налов и других доступных отделов брюшной полости.

Этап рыхлого тампонирования срединной раны марлевыми салфетками, пропитан­ными мазью «Левосин»

Рис. 3.8. Этап рыхлого тампонирования срединной раны марлевыми салфетками, пропитан­ными мазью «Левосин»

Лапаростомию в лечении послеоперационного распространенного перито­нита использовали в следующих случаях (табл. 3.15).

Длительность применения лапаростомии в среднем составила 4,8+1,5 сут (от 3 до 12 сут). У13 (65%) больных в период применения лапаростомии дополнитель­ные вмешательства не выполнялись. У 4 (20%) больных с интервалом 48-72 ч было выполнено 8 санаций брюшной полости в связи с накапливающимся

Таблица 3.15

Показания к лапаростомии

Показания к лапаростомии

Количество больных

абс.

%

Множественные перфорации тонкой кишки ± РГП*

4

20,0

Длительность гнойного перитонита более 2-3 суток

4

20,0

Каловый перитонит

 

4

20,0

Анаэробный перитонит

3

15,0

Крайне тяжелое состояние больного ± РГП

2

10,0

Флегмона передней брюшной стенки ± РГП

2

10,0

Угроза несостоятельности множественных швов кишечника ± РГП

1

5,0

гнойным экссудатом в отлогих местах брюшной полости. При этом у одного больного была выявлена несостоятельность швов культи червеобразного отростка. У 6 (30%) больных предпринимались дополнительные оперативные вмешательства в связи с развивающимися осложнениями. Характер операций представлен в табл. 3.16.

Закрытие лапаростомической раны производили при стихании воспалитель­ного процесса в брюшной полости, уменьшении количества и бактериальной за­грязненности экссудата, очищении брюшной полости от фибринозных наложе­ний, уменьшении отека и воспалительных изменений кишечника и восстановле­нии его перистальтики, снижении проявлений эндогенной интоксикации в целом. Операция заключалась в бережной санации брюшной полости раствора­ми антисептиков, преимущественно полости малого таза, боковых каналов и поддиафрагмальных пространств. В полость малого таза и боковые каналы ус­танавливали двухпросветные дренажи с множественными перфорациями. При возможности кишечные петли закрывали большим сальником. Накладывали уз­ловые капроновые швы на апоневроз. На уровне подкожно-жировой клетчатки устанавливали сквозной перфорированный однопросветный дренаж для проточ­ного промывания в послеоперационном периоде. Накладывали узловые швы на кожу, обеспечивающие ее герметичность.