Успех малоинвазивной хирургии привел к активному внедрению лапароскопических вмешательств в лечение многочисленных заболеваний органов брюшной полости, в том числе в лечение гнойно-септических осложнений. Неудовлетворительные результаты лечения больных с разлитым гнойным перитонитом, в особенности послеоперационным, требуют дальнейшего совершенствования и поиска новых методов хирургической помощи. Повторные релапаротомии ведут к дополнительному инфицированию тканей операционной раны, таят угрозу травмирования кишечника и образования кишечных свищей, усугубляют тяжесть СПОН.
Эти доводы побудили нас искать малоинвазивные способы санации брюшной полости. В результате мы внедрили в свою работу методику программных лапароскопических санаций (ПЛСС) брюшной полости. Важно, что этот способ в целом ряде случаев оказался не менее эффективным и информативным для своевременной диагностики послеоперационных осложнений и адекватной санации брюшной полости. В то же время лапароскопическая хирургия имеет некоторые технологические отличия, которые могут оказать особенное влияние на абдоминальную инфекцию.
Лапароскопические вмешательства использованы в лечении 27 больных распространенным послеоперационным перитонитом. Исследования проведены у 16 мужчин и 11 женщин, средний возраст пациентов составил 40,8 года (от 18 до 67 лет). У 10 (37%) больных послеоперационный перитонит развился после оперативных вмешательств, выполненных в МОНИКИ.
Из 7 больных с акушерско-гинекологической патологией лапароскопические вмешательства выполнены при распространенном перитоните у 1 больной после экстирпации матки из-за атонического маточного кровотечения после родоразре-шения, у 1 больной после экстирпации матки из-за внутрибрюшного кровотечения после кесарева сечения, у 2 больных распространенный перитонит развился из-за гнойного эндометрита и несостоятельности швов матки после кесарева сечения. В 1 случае перитонит развился после экстирпации матки при эндометриозе, в другом случае экстирпация матки была выполнена вследствие гнойного панметрита после криминального аборта. В 1 случае причиной перитонита явилась перфорация сигмовидной кишки при ушивании апоплексии левого яичника.
Распространенный послеоперационный перитонит развился после аппенд-эктомии в 5 случаях при остром гангренозном аппендиците (в 2 случаях образование инфильтрата с абсцедированием), в 1 случае при остром флегмонозном аппендиците.
Течение послеоперационного периода осложнилось распространенным перитонитом в 2 случаях при перфоративной язве желудка и двенадцатиперстной кишки, в 1 случае при желудочном кровотечении и в 1 случае после резекции желудка по Бальфуру для выключения при язвенном стенозе привратника. После лапароскопической холецистэктомии перитонит развился в 2 случаях, в 1 случае после ла-паротомии и холецистэктомии. В 1 случае распространенный перитонит развился вследствие перфорации левостороннего поддиафрагмального абсцесса, в другом — из-за перфорации абсцесса печени при гнойном холангите. У больного с опухолью общего желчного протока и механической желтухой распространенный перитонит развился после чрескожного чреспеченочого дренирования правого и левого печеночных протоков вследствие подтекания желчи из раны печени.
В послеоперационном периоде применяли диагностическую лапароскопию (в 22,2%) и ПЛСС (в 77,8% случаев).