Следует отметить, что, в отличие от традиционных программных лаважей брюшной полости открытым методом, данный способ санации не имеет отрица­тельных последствий в плане операционной травматичности, а создание искусст­венного гидроперитонеума не приводит к резкому повышению внутрибрюшного давления со всеми отрицательными последствиями, с которыми хирурги и ане­стезиологи сталкиваются при наложении пневмоперитонеума. Это обстоятельст­во позволяет проводить лапароскопические санации брюшной полости непо­средственно на реанимационной койке при минимальном анестезиологическом пособии. Эта особенность немаловажна, так как распространенный перитонит нередко осложняется полиорганной недостаточностью.

При проведении первой ПЛСС был выявлен следующий характер экссудата в брюшной полости.

ПЛСС при послеоперационном распространенном перитоните в основном использовалась при низкой микробной контаминации брюшной полости и отсутствии фибринозных наложений. Только у четверти (24,8%) больных ПЛСС применялась при наличии гнойного и гнойно-фибриноз­ного выпота. У 15 (71,4%) больных ПЛСС использовались как окончательный способ санации брюшной полости при распространенном послеоперационном перитоните. Всего проводилось от 2 до 3 ПЛСС. У 6 (26,6%) больных после про­веденных ПЛСС вынужденно переходили на лапаротомию. Причинами перехода на лапаротомию стали: несостоятельность культи двенадцатиперстной кишки (2); обилие фибринозно-гнойных наложений и невозможность санации межпет­левых пространств (2); воспалительный инфильтрат в области матки и ее придат­ков (1); выявленный правосторонний забрюшинный абсцесс и кровотечение из илеоцекального угла после ранее перенесенной аппендэктомии (1).

Приведем клинический пример. Больная Ю., 37 лет, через сутки от начала забшевания была оперирована из срединного доступа по поводу острого аппендицита, разлитого гнойного перитонита. Далее выявлен разлитой гнойный перитонит,  произведена санация брюшной полости. 18 02 89 больная переведена в отделение абдоминальной хирургии МОНИКИ, экстрен­но оперирована. Выявлены прогрессирующий разлитой гнойный перитонит, форми­рующийся парацекальный абсцесс, обширное нагноение послеоперационной раны. Произведены тщательная санация брюшной полости, назоинтестинальная интубация, дополнительное дренирование полости абсцесса, некрэктомия в послеоперационной ране, ее дренирование сквозным дренажем для проточного промывания. 20.02.89 про­изведена программная лапароскопическая санация брюшной полости по разработан­ной нами методике. 21.02.89 с целью детоксикации проведен сеанс плазмосорбции в объеме 1900 мл. Однако состояние больной не улучшалось, по дренажам из брюшной полости - гнойное отделяемое. 22.02.89 произведена релапаротомия, на операции вы­явлена правосторонняя восходящая забрюшинная флегмона за слепой кишкой и на­чальным отделом восходящей ободочной кишки. Брюшная полость санирована, не­крэктомия забрюшинной флегмоны, ее дренирование для проточного промывания, пе-ритонизация от свободной брюшной полости. 24.02.89 произведен этапный лаваж брюшной полости. 26.02.89 экстренно оперирована по поводу профузного кровотече­ния из язвы. Состояние больной прогрессивно ухудшалось, развились двусторонняя абсцедирующая пневмония, сепсис, гнойный плеврит. 11.03.89 констатирована смерть. На секции в брюшной полости рыхлый спаечный процесс. Таким образом, технические возможности лапароскопии не позволили вовремя диагностировать забрюшинную флегмону, что, безусловно, отразилось на результате лечения. Причины неэффективности применения ПЛСС связаны с ограниченными техническими возможностями метода. Это связано с невозможностью тщатель­ной ревизии всех отделов брюшной полости, адекватного ушивания полых и па­ренхиматозных органов в условиях инфильтративно-воспалительного процесса, отсутствием возможности устранения массивного спаечного процесса, невоз­можностью тщательной ревизии забрюшинного пространства и ограниченными возможностями ликвидации внутрибрюшного кровотечения.

При анализе результатов бактериологических исследований было установлено, что ПЛСС были эффективны при бактериальной контаминации брюшной полости не выше 104-105 мк/г. Наличие выраженного пареза кишечника рассматривалось нами как противопоказание к проведению ПЛСС, однако при использовании раз­работанной нами методики лечения больных с распространенным перитонитом, когда при лапаротомии производится интестинальная интубация и декомпрессия кишки, этот фактор переходит в разряд относительных противопоказаний.