До перевода из лечебно-профилактических учреждений Московской области в МОНИКИ 50 (63,3%) больным было произведено 109 оперативных вмеша­тельств (2,1±0,4 операции на больного), что соответствует основной группе боль­ных, леченных с использованием этапных лаважей брюшной полости. Один раз оперировано 7 больных, два раза - 34, три раза - 7, четыре раза - 1, пять раз -1 больной. Общее число операций, выполненных в больницах Московской об­ласти и в МОНИКИ, в среднем на одного больного составило 3,8. Это количество соответствует общему числу операций 4,2 на одного больного, выполненных в группе больных, в комплексном лечении которых использовались этапные ла-важи брюшной полости. Средняя длительность от первичной операции до рела-паротомии по поводу послеоперационного перитонита составила 5,9 сут, при этом 66,6% больных были оперированы спустя 4 сут после первой операции. Поздняя диагностика послеоперационных осложнений усугубляла тяжесть состояния больных и способствовала развитию СПОН. Причины прогрессирования перитонита приведены в табл. 4.3.

Таблица 4.3

Причины прогрессирующего течения перитонита

Причина прогрессирования перитонита

Количество больных

абс.

%

Прогрессирование перитонита без видимой причины

14

17,7

Инфицирование брюшной полости

11

13,9

Острая спаечная непроходимость

8

10,1

Неадекватная санация

5

6,3

Неадекватное дренирование

3

3,8

Несостоятельность швов холедоходуоденоанастомоза

1

1,3

Несостоятельность швов культи двенадцатиперстной кишки

3

3,8

Несостоятельность швов гастроэнтероанастомоза

4

5,0

Несостоятельность швов двенадцатиперстной кишки

2

2,5

Желчеистечение в брюшную полость

4

5,0

Несостоятельность швов тонкой кишки

б

7,6

Перфорация тонкой кишки

3

3,8

Недиагностированное при лапаротомии ранение полого органа

1

1,3

Несостоятельность швов толстой кишки

1

1,3

Перфорация толстой кишки

4

5,0

Некроз толстой кишки

1

1,3

Внутрибрюшное кровотечение

5

5,0

Обращает на себя внимание, что у 41,7% больных отмечено прогрессирование перитонита без установленной причины, а также вследствие инфицирования брюшной полости, неадекватного дренирования и неадекватной санации брюш­ной полости. Вышеперечисленные причины могли быть устранены при адекват­ной хирургической тактике.

Приведенный клинический анализ свидетельствует, что характер заболева­ний, осложненных перитонитом, возникшие осложнения и их причины во мно­гом совпадают в основной группе и в первой группе сравнения.

МИП в первой группе сравнения составил 24,6 балла и колебался от 12 до 39 бал­лов, что соответствует среднему МИП 25,9 балла в основной группе больных, у кото­рых в комплексном лечении перитонита применяли этапные лаважи брюшной по­лости. Больных с МИП до 20 баллов было 15 (18,9%), от 20 до 30 баллов - 46 (58,3%), более 30 баллов — 18 (22,8%), т.е. у 4/5 больных МИП превышал 20 баллов.

Оценка тяжести состояния по APACHE II в среднем составила 16,8 балла и колебалась от 6 до 31 балла, что характеризует тяжесть состояния больных и со­ответствует 17,3 балла в основной группе. У 57 (72,1%) больных анализируемой группы сравнения выявлен СПОН.

Сочетанное поражение нескольких органов и систем в значительной мере увеличивало тяжесть состояния больных.

В связи с клинической картиной прогрессирующего послеоперационного распространенного перитонита оперированы все больные. Характер оператив­ных вмешательств, выполненных по поводу послеоперационного перитонита в этой группе больных, принципиально не отличался от таковых в группе боль­ных, которым применяли этапные лаважи брюшной полости. Оперативное вмешательство начиналось с широкой лапаротомии, обеспечивающей свободный доступ ко всем отделам брюшной полости. После вскрытия брюшной полости удаляли экссудат, постепенно санировали брюшную полость, отмывая ее раство­рами антисептиков. По возможности удаляли все фибринозные наложения, гной, некротические ткани и патологические примеси.