Невозможность купирования воспалительного процесса в брюшной полости за одну операцию при распространенном гнойном послеоперационном перито­ните доказана нами при анализе результатов секционных исследований.

Приведем клинический пример. Больная 3., 47 лет, в плановом порядке 21.06.84 опе­рирована по поводу аденокарциномы селезеночного изгиба толстой кишки, выполне­на левосторонняя гемиколэктомия с наложением толстокишечного анастомоза. На 14-е сутки (05.07.84) после операции произведена релапаротомия, выявлена несостоя­тельность швов анастомоза. Выполнена операция типа Гартмана с выведением транс-верзостомы. Через 4 сут в связи с признаками перитонита произведена повторная ре­лапаротомия. В брюшной полости умеренное количество серозно-гнойного выпота во всех отделах брюшной полости, фибринозные наложения. Произведена санация брюшной полости, малый таз дренирован через кольпотомическое отверстие, уста­новлены дренажи в боковые каналы, в левое поддиафрагмальное пространство, в под-печеночную область. Назоинтестинальная интубация не производилась.

Состояние больной не улучшалось, сохранялись признаки интоксикации, парез ки­шечника. Через 4 сут (13.07.84) больная повторно оперирована, при релапаротомии вы­явлены большое количество фибрина, гнойного выпота, частичная несостоятельность трансверзостомы. Брюшная полость санирована, ретрансверзостомия. 20.07.84 при на­растающих явлениях сердечно-легочной недостаточности наступила смерть больной. По результатам секции: в брюшной полости обнаружены гнойный выпот, межпетлевые абсцессы, деструкция левого купола диафрагмы с левосторонним плевритом.

Таким образом, смерть больной произошла от гнойного перитонита, гнойной интоксикации и нарастающей сердечно-легочной недостаточности, что подтвер­ждает неадекватность хирургической тактики в анализируемой группе больных.

Причины смерти по данным патолого-анатомических вскрытий приведены в табл. 4.7.

Причины летальных исходов

 

Таблица 4.7

'

Количество больных,

Причина летального исхода

абс.

%

Перитонит

19

43,2

Синдром полиорганной недостаточности

11

25,0

Сочетание несостоятельности швов или перфорации полого органа с перитонитом и СПОН

5

11,4

Сепсис

4

9,2

ПОН и двусторонняя деструктивная пневмония

2

4,6

Инфекционно-токсический шок

1

2,3

Инфаркт миокарда

1                  2,3

Летальность составила 55,7%, из 79 больных умерли 44. Из табл. 4.7 видно, что 43,2% больных умерли от перитонита, 25% - от полиорганной недостаточно­сти вследствие тяжелой длительной интоксикации, 11,5% — от сепсиса и инфек-ционно-токсического шока. Для сравнения приведем причины смерти больных, которым применяли метод этапных лаважей брюшной полости (табл. 4.8).

Очевидно, что структура причин летальных исходов в основной группе боль­ных существенно отличается от группы сравнения, а именно: при меньшей об­щей летальности большинство больных при этапных лаважах брюшной полости умерли не от прогрессирующего перитонита, а от имеющейся тяжелой полиор­ганной недостаточности. Прогрессирование послеоперационного перитонита связано не с усилением гнойно-воспалительного процесса в брюшной полости, а с развивающимися хирургическими осложнениями.

Из 44 умерших больных при релапаротомии по «требованию» 40 (90,9%) па­циентов имели гнойно-фибринозный, гнойный и каловый характер распростра­ненного послеоперационного перитонита. Следовательно, используемая хирур­гическая тактика не позволяла адекватно устранить воспалительный процесс в брюшной полости. Только при низкой контаминации брюшной полости такая хирургическая тактика была эффективна, так при серозно-фибринозном, серозно-геморрагическом перитоните 3 (6,8%) больных умерли от полиорганной не­достаточности и 1 (2,3%) больной от острого инфаркта миокарда. Распределение выживших и умерших больных в соответствии с МИП показало, что наибольшая летальность наблюдалась при тяжелых формах перитонита, поэтому у умерших больных МИП был высоким и в среднем составил 26,5+5,0 балла.

При рассмотрении соотношения выживших и умерших больных при релапа­ротомии «по требованию» в зависимости от тяжести перитонита в соответствии с МИП получены следующие данные: в 1-й подгруппе (МИП не более 20 баллов) летальность составила 25%, во 2-й подгруппе (от 20 до 30 баллов) — 56,3%, в 3-й подгруппе (более 30 баллов) - 86,7% (рис. 4.2, слева).

Летальность в зависимости от тяжести перитонита по МИП

Летальность в зависимости от тяжести перитонита по МИП

Наименьшая летальность больных с распространенным послеоперационным перитонитом наблюдается в подгруппе больных, в комплексном лечении кото­рых использовались релапаротомии «по требованию» при МИП до 20 баллов. Вместе с тем это были преимущественно больные с МИП не более 16 баллов. Од­нако в соответствующей подгруппе больных, прошедших лечение этапными лаважами брюшной полости, летальность оказалась меньше и составила 20%.

При сопоставлении летальности (см. рис. 4.2) в группе сравнения (релапаро-томия «по требованию») и основной группе (этапные лаважи) видно, что наилуч­шие результаты получены в основной группе, причем как при тяжести перитони­та до 20 баллов, так и при 20-30 и более баллах по МИП.

Количество осложнений в этой группе больных превышает количество ос­ложнений в группе больных, которым применяли этапные лаважи брюшной полости, — 8%. Увеличение числа осложнений наблюдается за счет большего ко­личества абсцессов брюшной полости и эвентраций. Количество гнойных ослож­нений со стороны послеоперационной раны составило 10,1%.

Таким образом, при лечении больных с распространенным послеоперацион­ным перитонитом с использованием хирургической тактики релапаротомии «по требованию» наблюдается наибольшая летальность, преимущественно за счет не­купированного гнойного воспалительного процесса в брюшной полости и ка£ осложнения последнего — СПОН.