Известно, что в терминальной фазе перитонита, когда лимфатическая система пе­регружена бактериями, токсинами, продуктами межуточного обмена и аутолиза, основная масса токсичных веществ начинает поступать по системе воротной вены в печень. В исследованиях последних лет было показано трехкратное увеличение содержания эндотоксина грамотрицательных бактерий в системе воротной вены по сравнению с общим кровотоком при распространенных формах перитонита. В этой связи даже полноценное комплексное лечение — зондовая декомпрессия и лаваж кишечника, селективная его деконтаминация, введение лекарственных ве­ществ непосредственно в воротную вену, холодовая перфузия печени, ее перфузия оксигенированной кровью — не сопровождается существенным снижением ле­тальности при токсической гепатопатии у больных перитонитом, которая по час­тоте в структуре синдрома полиорганной недостаточности (СПОН) занимает вто­рое место после токсической нефропатии и дыхательной недостаточности.

Для повышения эффективности лечения токсической гепатопатии у больных перитонитом был разработан метод селективной ЭКД крови из воротной вены (патент № 1811858 от 15.10.93). В этой главе представлены результаты использо­вания селективной детоксикации воротной крови у 21 больного. Применяли БиФКОПП, портогемофилътрацию (ПГФ) и портоплазмосорбцию (ППлС) в раз­личной последовательности и сочетании.

Во время релапаротомии у больных с клинико-лабораторными проявлениями токсической гепатопатии после устранения источника перитонита или причины его прогрессирующего течения мы выделяли круглую связку печени, брали ее на держалки и с использованием индивидуальной оптики постепенно пересекали на расстоянии около 2,5 см от ворот печени. Находили просвет пупочной вены. При­меняя сосудистый набор фирмы «Fresenius», внедряли дилатор в проксимальном направлении, стараясь не прилагать больших усилий. В момент появления крови из просвета дилатора по нему вводили металлическую струну. Дилатор извлекали — по струне в просвет воротной вены устанавливали двухпросветный катетер. Убеж­дались, что обратный ток крови удовлетворительный по обоим просветам катетера. Производили портографию (рис. 14.8), которая необходима для определения на­правления фиксации катетера (по ходу тока крови по воротной вене или против).

Это принципиально важно для предупреждения рециркуляции крови в ходе ЭКД. Катетер фиксировали к круглой связке печени, прошивая ее двумя кисет­ными швами, один из которых не завязывали, а фиксировали к коже. На пред­ставленной портограмме хорошо видно положение двухпросветного катетера в просвете воротной вены.

Для проведения ЭКД кровь эксфузировали из воротной вены, очищали од­ним из указанных выше способов и реинфузировали непосредственно в ворот­ную вену. Катетер извлекали через 5—6 сут. При этом один из хирургов затягивал превентивно наложенную на круглую связку печени лигатуру, второй — посте­пенно удалял катетер.

При удачном расположении катетера (в стволе воротной вены) удается полу­чить скорость экстракорпорального кровотока до 200 мл/мин. Гепаринизацию выполняли в соответствии с применяемым методом ЭКД, премедикация также была обычной. При отсутствии показаний к релапаротомии, но при выраженных проявлениях токсической гепатопатии, через небольшой разрез в эпигастральной области или в верхнем углу прежней операционной раны выделяли круглую связку печени и производили описанные выше манипуляции.