Разнообразие первичных фотопроцессов, возникающих в крови после ее УФ-облучения, обусловливает множественный характер клинических, физиологиче­ских, иммунологических, биохимических и клеточно-молекулярных эффектов в организме человека. В настоящее время известны следующие механизмы лечеб­ного действия ЭУФОК:

  •  стимуляция процессов кроветворения;
  •  коррекция реологических свойств крови;
  •  улучшение гемодинамики и микроциркуляции;
  •  регуляция состояния гемокоагуляции;
  • улучшение газотранспортной функции крови и стимуляция процессов энергосинтеза;
  • подавление активности ПОЛ и мобилизация антиоксидантной системы ор­ганизма;
  • иммуномодулирующее действие;
  • нормализация гормонального дисбаланса;
  • коррекция нарушений обмена веществ;
  • бактерицидное и дезинтоксикационное действие.

Стимуляция процессов кроветворения у больных, получающих лечение ЭУФОК, может рассматриваться как усиление адаптационно-защитной деятель­ности организма. Положительное влияние на морфофункциональные свойства эритроцитов проявляется в уменьшении количества деформированных клеток, возрастании их устойчивости к химическому воздействию. Отмечен также вы­брос в периферическую кровь молодых клеток с высокой метаболической и ре­цепторной активностью [35]. Трансфузия УФ-облученной крови в организм при­водит к сдвигам количественного и функционального состояния лейкоцитов [8]. Так, у больных с гнойно-воспалительнымии процессами исходно повышенное количество лейкоцитов через сутки после процедуры снижалось в среднем на 36%. Одновременно изменялось соотношение популяций лейкоцитов — умень­шалась численность незрелых клеток и увеличивалось количество лимфоцитов, моноцитов и эозинофилов, причем первых в большей степени. Нормализация лейкоцитарной формулы в результате ЭУФОК наступала в 1,5—2 раза быстрее, чем при общепринятом лечении. Примером улучшения функциональной актив­ности лейкоцитов служит накопление в них фермента мурамидазы, свидетельст­вующее о высокой готовности клеток к перевариванию фагоцитированных микробов. У больных, получавших курсы ЭУФОК (коротко- и длинноволновое УФ-излучение, фракционный и проточный режимы), не наблюдалось снижения количества тромбоцитов, а их адгезивно-агрегационные свойства изменялись в зависимости от спектра и дозы излучения [21].

Свойство ЭУФОК снижать вязкость крови и улучшать эластичность (дефор­мируемость) эритроцитов, т.е. воздействовать на гемореологию, привлекло к себе внимание относительно недавно [6, 38]. Оказалось, что подавление агрегации эритроцитов и падение вязкости регистрируется как в облученной порции крови, так и после ее трансфузии во всем объеме циркулирующей крови. Этот важней­ший и универсальный механизм действия ЭУФОК нашел применение при целом ряде заболеваний, протекающих с гемореологическими нарушениями: хрониче­ская артериальная недостаточность конечностей, ишемическая болезнь сердца, хроническая обструктивная болезнь легких [16, 21, 46].

Тесная связь реологических свойств крови и гемодинамики и нормализация первых под влиянием ЭУФОК позволяет ожидать и соответствующих гемодина- мических сдвигов. В последние годы появились публикации, свидетельствующие о позитивном воздействии ЭУФОК на состояние периферической, центральной и органной гемодинамики. Процесс этот является сложным и многозависимым, однако есть основания полагать, что основную роль в нем играет наступающая в результате ЭУФОК коррекция гемореологических нарушений. Определенное значение имеет также изменение гемостатических свойств крови, вазодилатации и др. [16, 21].

Интересные данные получены при изучении влияния данного метода на функцию системы гемостаза. В ряде случаев было прослежено действие ЭУФОК на состояние гемокоагуляции: развитие гипокоагуляционного эффекта при высо­ком гемостатическом потенциале и нормализация функции системы гемостаза при склонности к гипокоагуляции крови. ЭУФОК оказывает воздействие на оба звена системы гемостаза: и факторы свертывания, и факторы ингибирования свертывания крови, причем активация фибринолиза, как правило, более выраже­на. Изменения со стороны ингибиторов свертывания крови, индуцируемые мето­дом, во многом напоминают изменения при введении фибринолитических препаратов, однако в отличие от последних ЭУФОК незначительно влияет на со­держание фибриногена, что выгодно отличает данный метод лечения. Предполо­жительно, действие ЭУФОК на процесс гемокоагуляции осуществляется через нейрогуморальные регуляторные механизмы за счет повышения уровня или появления новых биологически активных веществ [21].

Уже в начале 1940-х годов было показано, что под влиянием УФ-облучения изменяется способность крови переносить кислород. В серии экспериментов на животных было подтверждено и антигипоксическое действие ЭУФОК, после чего высказано предположение о возможности использования метода для дости­жения внелегочной оксигенации. Использование проточного способа ЭУФОК у больных с хронической почечной недостаточностью с гнойно-воспалительны­ми осложнениями вызывало уменьшение степени артериальной гипоксемии на 16% в течение суток после процедуры, а также нарастание артериовенозной раз­ницы по кислороду и углекислому газу, что отражает улучшение утилизации ки­слорода тканями и активизацию в них окислительно-восстановительных процес­сов. Последнее также подтверждалось изменением соотношения концентраций молочной и пировиноградной кислот в сторону снижения гипоксического избыт­ка лактата [34]. Сопоставление результатов клинических наблюдений и экспери­ментальных исследований по УФ-облученной донорской крови в проточной замкнутой циркуляции, не обнаруживших изменения р2, рС2 и SAT, свидетельствует о том, что антигипоксический эффект ЭУФОК является сугубо организменным и опосредуется, по-видимому, через увеличение диффузионной способности легких.

Согласно экспериментальным исследованиям, ведущим фотохимическим процессом в облученной крови является ПОЛ мембран форменных элементов и плазмы. Однако необходимо помнить, что в клинических условиях используе­мые дозы УФ-излучения на порядок ниже таковых в эксперименте. Так, УФ-об- лучение крови в аппарате «Изольда» малыми дозами (540—1080 Дж/м2) не вызы­вало возрастания проницаемости эритроцитарных мембран для Na+ и К+, что по­зволяет говорить об отсутствии усиления в них ПОЛ. Применение ЭУФОК при различных заболеваниях — острые и хронические нагноительные процессы, ате­росклероз сосудов нижних конечностей, ишемическая болезнь сердца, ожоговая болезнь и др. — показывает, что в большинстве случаев имеют место ингибирова­ние переоксидации липидов и стимуляция системы антирадикальной защиты. К концу курса ЭУФОК снижается содержание в плазме конечного и промежуточно­го продуктов ПОЛ (малоновый диальдегид и диеновые конъюгаты) и нарастает актив­ность ферментов антиоксидантной защиты — каталазы, пероксидазы и др. [16, 21, 31, 33]. Возможно, что стимуляция собственной системы антирадикальной защиты является следствием фотоиндуцированного усиления процессов ПОЛ по меха­низму обратной отрицательной связи. Наряду с этим нельзя также исключить и появление в кровеносном русле после ЭУФОК новых, обладающих антиокси- дантной активностью веществ.

Многочисленные клинические исследования показывают, что трансфузия УФ-облученной крови в организм приводит к сдвигам функциональной активно­сти всех звеньев иммунитета [2,16, 21, 23]. Направленность и глубина перестрой­ки иммунного статуса зависит от исходного состояния. При неизмененной функ­ции иммунной системы влияние УФ-облучения крови на нее не определяется, при гиперфункции отдельных звеньев регистрируется супрессивный эффект, приводящий к нормализации иммунного ответа организма. У больных с исход­ным иммунодефицитным состоянием проведение ЭУФОК вызывает прирост уровня Т- и В-лимфоцитов с одновременным демаскированием и экспрессией поверхностных антигенов и повышением функциональных потенций этих кле­ток, нарастание концентрации иммуноглобулинов А, М и G с параллельным на­коплением противомикробных антител, увеличение фагоцитарной активности гранулоцитов и гуморальных неспецифических факторов. Анализ временной динамики иммунного реагирования организма в ответ на трансфузию УФ-облу- ченной крови свидетельствует о том, что стимулирующее действие метода на­правлено на клеточную кооперацию лейкоцитов и Т-лимфоцитов, у которых не­медленно активируются поверхностные рецепторы и ферментные системы. В по­следующем происходит повышение функциональной активности В-лимфоцитов, проявляющееся более медленным нарастанием уровня антител, иммуноглобули­нов, а также гуморальных неспецифических факторов иммунологической защиты. Иммунорегулирующий эффект является одним из важнейших механиз­мов лечебного действия ЭУФОК.

Клинические исследования о влиянии трансфузии УФ-облученной крови на гормональную регуляцию организма обнаружили различного рода гормональные сдвиги как при эндокринных заболеваниях (сахарный диабет, тиреотоксикоз, склерокистоз яичников и др.), так и при соматической патологии (ишемическая болезнь сердца, перитонит, язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки) [16, 21]. Так, у женщин со склерокистозом яичников ЭУФОК-терапия вызывала подавление секреции гонадотропинов и стойкое снижение уровня ги- перандрогенемии, а у больных с ишемией через 2 нед. от начала лечения регист­рировали максимальное увеличение концентрации кортизола, альдостерона и АКТГ в плазме крови (в пределах физиологических границ) на фоне изменения суточной экскреции 17-КС и 17-ОКС с мочой, по времени совпадающее с насту­плением клинического эффекта. По-видимому, через нормализацию гормональ­ного дисбаланса ЭУФОК может способствовать восстановлению механизмов саморегуляции и стабилизации гомеостаза.

О влиянии ЭУФОК на основные метаболические пути до сих пор известно крайне мало. Применение метода при острой гнойной инфекции существенно ослабляет интенсивность белкового катаболизма, улучшает транспорт и утилиза­цию тканями продуктов липидного обмена, быстро снижает и нормализует уро­вень гликемии и активность ферментов крови. В то же время у больных с хронической почечной недостаточностью и ишемией сердца, лечившихся с по­мощью УФ-облучения, концентрация липидов крови не изменялась, по-ввдимо- му, вследствие существенного нарушения липидного обмена и истощения компен­саторных механизмов, участвующих в его регуляции. При нормальных показателях биохимического состава крови ЭУФОК не вызывает их сдвигов [16, 21].

Бактерицидное действие облучения в организме человека реализуется двоя­ким образом — не только и не столько за счет летального эффекта ультрафиолета на бактерии, обусловленного инактивацией нуклеиновых кислот и фотодеструк­цией белков и биомембран микробных клеток, сколько благодаря активности им­мунного ответа организма. Вследствие ничтожной своей величины бактерии раз­рушаются тем количеством коротковолнового УФ-излучения, которое не отража­ется на жизнедеятельности и резистентности огромных по сравнению с ними клеток человеческого организма, не являющихся к тому же светочувствительны­ми [5, 13]. В серии модельных опытов с УФ-облученной донорской кровью, ис­кусственно инфицированной различными культурами патогенных микроорга­низмов, наиболее выраженный бактерицидный эффект получен в отношении золотистого стафилококка, кишечной и синегнойной палочек, менее выражен­ный — в отношении протея. В клинических условиях при проведении облучения крови в проточном режиме непосредственное летальное действие ультрафиолета может иметь место лишь в случае бактериемии.

Ослабление интоксикационного синдрома на фоне ЭУФОК, подтверждаемое динамикой ЛИИ и уровня токсичности плазмы крови, имеет, скорее всего, вто­ричное происхождение за счет улучшения кровотока в системе микроциркуля­ции, увеличения утилизации кислорода тканями и пр., что приводит к ликвида­ции угнетения или даже полной блокады собственных детоксицирующих органов и систем организма