«Грыжу диска следует оперировать толь­ко тогда, когда больной приполз к хирур­гу и просит от боли дать ему яду». Это высказывание приписывают Николаю Ниловичу Бурденко, великому хирургу, основоположнику отечественной нейро­хирургии. Оно относится к тридцатым годам прошлого века и исчерпывающе характеризует состояние спинальной хи­рургии того времени. Находясь на самых ранних этапах своего становления, хи­рургия позвоночника, и в частности хи­рургия межпозвонковых дисков, пред­ставляла собой высокотравматичное вме­шательство, несущее высокий риск тяже­лых осложнений. С тех пор в сознании пациентов и врачей понятие «операция на позвоночнике» прочно связано с по­нятием «инвалидность».

Однако и сегодня, восемьдесят лет спу­стя, одно только упоминание о хирурги­ческих методах лечения позвоночника вызывает резко негативную реакцию. «Я на операцию не согласен», — бросает пациент, стоит лишь заикнуться о кон­сультации спинального хирурга. «Вы что, с ума сошли, хотите инвалидом стать?» — эту фразу можно нередко услышать от врача на вопрос о хирургических методах лечения грыжи диска.

Действительно, во времена Бурденко такая реакция была бы абсолютно логич­ной. Но с тех пор многое изменилось. В распоряжение спинальных хирургов поступили лазеры, эндоскопическое обо­рудование и много других высокотехно­логичных приспособлений. Спинальная хирургия стала малоинвазивной, ювелирно точной и безопасной. Раньше опера­ций на позвоночнике стремились избе­гать, выполняя их лишь в самых крайних случаях. Теперь же «просьба о яде» не яв­ляется обязательным условием. Хирургия позвоночника, особенно межпозвонко­вых дисков, все увереннее переходит из категории «спасательной» в категорию плановой и даже профилактической. Хи­рургические манипуляции теперь стре­мятся выполнять на самых ранних стади­ях структурных изменений, чтобы не до­пустить их прогрессирования, а не тогда, когда уже некуда деваться. Грыжу диска можно удалить эндоскопически через крохотный разрез. В дегенеративно изме­ненном диске можно создать условия для восстановления хряща с помощью лазера, для этого нужен всего лишь кожный прокол. Можно восстановить форму тела позвонка и укрепить его с помощью специального цемента — на это уходит полчаса. Удивительно то, что об этом мало кто знает.

В нашей книге мы стремились не про­сто рассказать о достижениях малоинва­зивной спинальной хирургии, но и пока­зать на основании собственного опыта практическую значимость этих достиже­ний, их место в реальной клинической практике. Надеемся, что наш рассказ из­менит незаслуженно негативное отноше­ние к современной спинальной хирур­гии, что поможет принимать правильные решения и нашим пациентам, и нашим коллегам.