Межпозвонковый диск иннервируется оболочечной ветвью спинномозгового нер­ва, которую называют также возвратным синувертебральным нервом (рис. 1.7). Он отходит от спинномозгового (межпозвон­кового) ганглия и входит в межпозвонко­вое отверстие, где разделяется на восхо­дящую и нисходящую ветви. Каждый диск получает иннервацию не только от соответствующего сегмента, но и от спинномозгового нерва, находящегося на расстоянии нескольких позвонков, что служит причиной синдрома отраженных болей, нередко наблюдаемого при спон-дилоартрозе. У взрослых нервные окон­чания достигают внешних областей фиб­розного кольца и глубже не проникают. В диске имеются симпатические и чувст­вительные окончания; окончания неко­торых чувствительных волокон заканчи­ваются механо- и проприорецепторами, которые участвуют в поддержании по­ложения тела, регуляции работы паравертебральных мышц и даже в ноцицепции.

Иннервация межпозвонкового диска и связок позвоночника

Иннервация межпозвонкового диска и связок позвоночника

При дегенерации межпозвонкового ди­ска количество нервных волокон, кото­рые проникают в диск вплоть до пульпозного ядра, увеличивается. Наряду с врас­танием сосудов это создает анатомиче­ский субстрат для развития диокогенного болевого синдрома.

Дегенерация диска

Дегенеративные изменения диска нельзя считать следствием простого механиче­ского износа тканей. В дегенерацию вно­сят вклад две группы факторов. Во-пер­вых, это повреждения диска, «накоплен­ные» человеком в течение жизни. Протрузии и межпозвонковые грыжи приво­дят к необратимым нарушениям структу­ры диска, которые ускоряют дегенера­цию. Во-вторых, дегенеративные измене­ния неизбежно развиваются даже в непо­врежденных дисках вследствие умень­шения питания диска, обусловленного возрастным ухудшением кровоснабжения и нарушением диффузии питательных веществ, снижением числа клеток и их активности, уменьшением количества и качества синтезируемого коллагена, протеогликанов и агтреканов. Морфологиче­ски это приводит к уменьшению высоты дисков и их обезвоживанию, функцио­нально — к нарушению амортизацион­ных свойств и повышению риска повреж­дений.