Подобные операции не относятся к минимально инвазивным вмешательствам, но часто выполняются в практике спинальной хирургии. Поэтому мы считаем необходимым вкратце рассказать об этом виде лечения.
Возможность надежной фиксации позвонков между собой произвела настоящую революцию в хирургии позвоночника. Современная эра стабилизации позвоночника началась с применения транспедикулярных винтов в 1977 г. (технику разработал F. P. Magerl). С 1977 по 1984 г. Magerl прооперировал 65 пациентов с травмой и остеомиелитом позвоночника. Позже операции с использованием фиксаторов позвонков широко распространились, и сейчас каждый спи-нальный хирург использует в своей практике фиксирующие имплантаты.
Необходимость в неподвижной фиксации позвонков при их травматическом или опухолевом разрушении не вызывает сомнений (аналогичным образом производят фиксацию отломков в случаях переломов конечностей). Однако при дегенеративном поражении позвоночника показания к обездвиживанию позвоночного сегмента не столь очевидны. Современные технологии стабилизации позвоночника применяются при хронических болях в спине, спондилолистезе, грыжах межпозвонковых дисков, хроническом болевом фасеточном синдроме, сколиозе. Важную роль при этом играет выявление нестабильности позвоночного сегмента. Это понятие до сих пор четко не определено. В своих классических работах A. A. White и М. М. Panjabi определяют нестабильность как ситуацию, в которой те или иные позвонки теряют способность смещаться в физиологических пределах без развития неврологического дефицита, грубой деформации позвоночника или болей, ограничивающих трудоспособность.
Иными словами, о клинической нестабильности говорят, если смещение позвонков при движении или нагрузке приводит к неврологическому дефициту, деформации или боли. При субклинической нестабильности перечисленные симптомы отсутствуют; она выявляется только при целенаправленном рентгенологическом исследовании позвоночника. Еще в 1944 г. F. Knutsson изучал причины боли при дегенеративном поражении позвоночника с помощью функциональных спондилограмм в положении сгибания и разгибания позвоночника. White и Panjabi в 1990 г. разработали объективные критерии нестабильности сегмента позвоночника (табл. 4.1).
Согласно М. М. Panjabi, стабильность позвоночника определяется тремя системами. Позвоночный столб обеспечивает опорную стабильность, мышцы, окружающие позвоночник, создают динамическую стабильность, а нервная система координирует взаимодействие этих двух структур.
На нашем сайте действует система онлайн-тестирования. С её помощью вы можете найти профильные тесты по хирургии.
В норме все эти три системы работают гармонично. Информация о механическом состоянии позвоночника (положение, нагрузка, перемещение каждого позвонка в динамике) передается по нервным волокнам; нервная система при необходимости генерирует адекватный мышечный ответ.
Соответственно, нестабильность позвоночника может быть следствием поражения костных структур (перелом при травме или остеопорозе), связочного аппарата (при дегенеративных поражениях межпозвонкового диска и суставов), мышц (детренированность мышц, стабилизирующих позвоночник, нервно-мышечные заболевания). При дегенеративном поражении позвоночника вначале страдают межпозвонковые диски. Биомеханические свойства позвоночника меняются в зависимости от стадии болезни; выделяют фазу дисфункции позвоночного сегмента, фазу нестабильности сегмента и фазу рестабилизации.
Детренированность мышц и неправильное выполнение привычных действий (нарушения осанки, ходьбы и т. п.) приводит к перегрузке подвижных частей позвоночника, дисков и суставов и служит одной из начальных причин болей в спине. Эти процессы ускоряются при синдроме конституциональной гиперподвижности суставов, который диагностируется у 55% лиц в возрасте моложе 30 лет, страдающих хроническими болями в спине. Постоянная перегрузка межпозвонковых дисков и суставов приводит к ускорению естественных дегенеративных процессов, раннему развитию спон-дилеза, остеохондроза позвоночника и спондилоартроза. Таким образом, дисфункция позвоночного сегмента служит причиной морфологических изменений в межпозвонковом диске, суставах и связках, которые в дальнейшем приводят к развитию нестабильности.
Рисунок 4.13. Транспедикулярная фиксация — введение винтов через ножки смежных позвонков и соединение винтов стержнями. Чаще всего сочетается с фиксацией тел позвонков кейджем.
Рисунок 4.14. Фиксация тел смежных позвонков кейджем (от английского cage — клетка), введенным в полость предварительно удаленного межпозвонкового диска. Кейдж — это имплантат, наполненный аутокостью или аллокостью. Через 4—6 мес после установки кейджа тела смежных позвонков сращиваются. Фиксация кейджем обычно сочетается с транспедикулярной фиксацией.
Рисунок 4.15. Фиксация тел смежных позвонков пластиной и шурупами. Чаще всего сочетается с фиксацией тел позвонков кейджем.
Фаза нестабильности сегмента связана с хроническими микро- и макроскопическими изменениями в межпозвонковом сегменте, прежде всего в диске, связках и суставах. Трещины фиброзного кольца, растяжение капсулы фасеточных суставов, изменение ориентации этих суставов, снижение высоты межпозвонкового диска в связи с повреждением пульпозного ядра — все эти изменения приводят к увеличению объема движений позвонков друг относительно друга, т. е. к нестабильности.
Возникающие параллельно патологическим процессам компенсаторные изменения — краевые костные разрастания и остеофиты межпозвонковых дисков, оссификация связок позвоночника, уплотнение и утолщение желтых связок, значительное уменьшение высоты диска, гипертрофия фасеточных суставов — способствуют обратному процессу, т. е. ограничению взаимной подвижности позвонков (рестабилизации). Подобные изменения развиваются в ходе длительной эволюции дегенеративного поражения и чаще наблюдаются в пожилом возрасте. Однако раннее возникновение дегенеративных изменений в позвоночнике может привести к рестабилизации сегмента у относительно молодых людей.
Обездвиживание нестабильного сегмента позвоночника (минимум двух смежных позвонков) приводит к функциональному улучшению и ослаблению болевого синдрома. Именно на этом тезисе основывалось хирургическое лечение болевого синдрома при дегенеративном поражении поясничного отдела позвоночника в течение двух последних десятилетий. Для стабилизации позвоночного сегмента используют разнообразные конструкции (имплантаты): межтеловые кей-джи («протезы диска»), транспедикулярные винты, межостистые фиксаторы, пластины для фиксации тел позвонков (рис. 4.13—4.16). Операции с применением таких конструкций не относятся к малоинвазиным, поэтому в данной книге мы их подробно не обсуждаем. Отметим
лишь, что методики стабилизирующих операций в настоящее время очень хорошо отработаны и широко применяются в спинальной хирургии. Надо признать, что в хирургическом лечении дегенеративного поражения позвоночника имплантаты широко применяют даже в тех случаях, когда этого можно было избежать. В результате возрастают инвазив-ность и стоимость вмешательства. В последние годы чрезмерное увлечение стабилизирующими конструкциями при лечении дегенеративного поражения позвоночника начинает сходить на нет, в первую очередь среди тех хирургов, которые имеют большой опыт в данной области, и показания к использованию имп-лантатов сужаются.
При спондилолистезе, нестабильном переломе позвонка, явной нестабильности позвонков, грубом сколиозе без применения стабилизирующих конструкций невозможно обеспечить хорошие результаты хирургического лечения. Благодаря современным технологиям и методам ин-траоперационной визуализации внедрение имплантатов в позвоночник стало рутинным и безопасным. В практике клиники Ортоспайн такие операции выполняются постоянно. Они не сопровождаются большой кровопотерей; уже в первые сутки после вмешательства пациенту разрешается ходить и сидеть. К нефизическому труду пациент может приступать через 2—3 нед, а к физическому труду и спорту — через 2 мес. Спектр имплантатов, которые используются в нашей практике, очень широк — это транспедикулярные винты, межтеловые кей-джи, межостистые фиксаторы, пластины для фиксации тел позвонков. В каждом случае выбирается наиболее подходящий вид имплантата и способ фиксации.
Однако использование имплантатов повышает риск хирургических осложнений, увеличивает стоимость лечения, удлиняет реабилитационный период. Именно поэтому мы принимаем решение о фиксации позвонков только в тех случаях, когда это абсолютно необходимо. Пожилые пациенты, имеющие множество сопутствующих заболеваний, нередко находятся в стадии рестабилизации — несмотря на выраженные дегенеративные изменения позвоночника (грыжа межпозвонкового диска, спинальный стеноз деформация позвоночника и т. д.), патологическая подвижность между позвонками у них отсутствует. В таком случае предпочтение, конечно, отдается мини-мально инвазивным вмешательствам. С примерами таких вмешательств можно ознакомиться в части II «Случаи из клинической практики». Пациента в возрасте до 30 лет с грыжей межпозвонкового диска, не имеющего избыточного веса, тоже можно оперировать с применением минимально инвазивных технологий (эндоскопических, пункционных и др.). С другой стороны, пациенту с признаками нестабильности позвоночного сегмента, страдающему ожирением или занимающемуся физическим трудом, может быть показана операция с применением стабилизирующих имплантатов.
Составляя план ведения пациента, необходимо учитывать и фактор нейромы-шечной стабилизации позвоночника. Это особенно важно в комплексном консервативном лечении и в ходе реабилитации после вмешательств на позвоночнике. В программу консервативного и реабилитационного лечения в клинике Ортоспайн обязательно включают индивидуальные занятия по лечебной физкультуре, которые направлены на активизацию и укрепление мышц, стабилизирующих позвоночник, и повышение общей двигательной активности.
Дифференцированный и взвешенный подход к определению показаний к стабилизирующим операциям на позвоночнике позволяет нам добиваться отличных результатов хирургического лечения во всех возрастных категориях, сокращать сроки реабилитации и повышать доверие пациента к хирургу.