Гемангиома тела позвонка — распространенная доброкачественная сосудистая опухоль и самое частое новообразование позвоночного столба; она встречается примерно у 10—20% взрослых.
В большинстве случаев гемангиомы бессимптомны и обнаруживаются случайно. У мужчин и женщин эта опухоль встречается с одинаковой частотой, однако клинически выраженные гемангиомы чаще наблюдаются у женщин.
Примерно 20—30% гемангиом являются множественными и располагаются в грудном отделе позвоночника. Обычно это округлые образования с четкими контурами диаметром несколько миллиметров, но бывают и крупные опухоли, захватывающие все тело позвонка (рис. 5.1). Как правило, патологический процесс ограничивается телом позвонка, но в 10— 15% случаев гемангиома распространяется на задние структуры позвонка — ножку и дугу (изредка в этих отделах может начаться первичный рост опухоли).
Гемангиомы относятся к группе гамар-том и растут медленно. Гистологически гемангиомы состоят из тонкостенных сосудов и выстланных эндотелием синусов, перемежающихся с редкими костными балками, которые ориентированы вдоль оси позвоночника. Между сосудами находится строма жировой ткани. Более агрессивные гемангиомы содержат меньше жирового и больше сосудистого компонента.
Гемангиома имеет характерные рентгенологические признаки: на рентгенограммах видна продольная исчерченность тела позвонка на фоне истончения костных балок — симптом «вельветовой ткани» или «тюремной решетки». На КТ опухоль представлена очагом пониженной плотности с включением редких костных балок. На аксиальных срезах тело позвонка напоминает пчелиные соты или узор в горошек.
МРТ при гемангиоме также имеет свои особенности. На Т1-взвешенном изображении наблюдается повышение интенсивности сигнала вследствие присутствия жировой ткани в опухоли, на Т2-взвешенном изображении интенсивность сигнала также увеличена благодаря высокому содержанию воды, причем этот сигнал обычно интенсивнее, чем сигнал от жировой ткани, — по этому признаку гамартому отличают от локальных жировых отложений. Перечисленные диагностические признаки имеют важное значение при дифференциальной диагностике с метастатическим поражением позвонка, при котором на Т1-взвешенном изображении интенсивность сигнала снижается, а на Т2-взве-шенном — повышается. Иногда типичные изменения интенсивности сигнала отсутствуют; в этих случаях отличить гемангиому от других объемных образований позвонка помогают утолщение костных балок и выявляемая при КТ характерная трабекулярная морфология («пчелиные соты», «узор в горошек»).
Рисунок 5.1. Справа — гигантские гемангиомы позвонков L1 и L4, слева — множественные гемангиомы позвонков LI, L4, L5 (МРТ в Т1-взвешенном режиме и КГ с сагиттальной реконструкцией).
Как уже упоминалось, в большинстве случаев гемангиомы бессимптомны, однако в 0,9—1,2% случаев сопровождаются болевым синдромом. Как правило, это вертеброгенный болевой синдром механического ритма; корешковые боли отсутствуют. Однако если гемангиома выходит за пределы тела позвонка в область позвоночного канала или межпозвонкового отверстия, может развиться корешковый болевой синдром.
При агрессивном течении возможен ускоренный рост; опухоль занимает более половины тела позвонка, переходит на задние структуры (ножку и дугу позвонка) либо выходит за пределы позвонка, проникая в позвоночный канал о развитием соответствующей симптоматики. Быстро растущая гемангиома может приводить к узурации замыкательных пластинок позвонка и даже к бочкообразной деформации тела позвонка, предшествующей собственно перелому позвонка. Ускорение роста гемангиомы часто происходит во время беременности. Патологический перелом на фоне гемангиомы может привести к миелопатии, параличу и нарушению функции тазовых органов.
Клинически выраженные агрессивные гемангиомы позвоночника лечат различными способами: с помощью эндоваскулярной эмболизации, склеротерапии (с использованием абсолютного этилового спирта), вертебропластики или кифопластики.