Инструментальная диагностика спинального стеноза

У пациентов со спондилоартрозом МРТ часто  выявляют многоуровнев спондилез в виде снижения интенси» сти сигнала от межпозвонковых ди снижения высоты межпозвонковых дисков с развитием протрузий. Эти измене­ния не обязательно вызывают клиниче­ски значимое сужение позвоночного ка­нала. К рентгенологическим находкам, с большей вероятностью связанным со спинальным стенозом, относятся спон-дилолистез или дегенеративный пояс­ничный сколиоз. При диагностике спон-дилолистеза могут быть полезны функци­ональные поясничные спондилограммы. При сколиотической деформации ин­формативны рентгенологические иссле­дования в прямой и боковой проекциях в вертикальном положении для выявления степени искривления позвоночника, а также смещения отдельных позвонков (дисбаланса). Коррекция дисбаланса — важная часть оперативного лечения таких пациентов.

Диагноз поясничного спинального сте­ноза может быть подтвержден с помощью МРТ или КТ. Последняя лучше подходит для визуализации костных изменений, особенно в области боковых каналов. Кроме того, с помощью КТ можно отли­чить желтую связку от дурального мешка и отлично визуализировать изменения в латеральных областях межпозвонкового диска.

В то же время МРТ позволяет лучше диагностировать изменения в мягких тка­нях и особенно полезна для изучения со­стояния межпозвонковых дисков. Диа­гностическая точность МРТ выше, чем у стандартной КТ или традиционной рент­геновской миелографии. МРТ столь же точна и чувствительна, как КТ в сочета­нии с миелографией. Анализ аксиальных и сагиттальных изображений позволяет всесторонне исследовать центральную часть позвоночного канала и межпозвон­ковые отверстия. Оценить состояние ла­терального рецессуса с помощью МРТ сложнее. Из-за наличия областей с очень низкой интенсивностью сигнала на Т2-взвешенном изображении (остеофитов) степень костного стеноза может быть завышена. При сколиотической дефор­мации поясничного отдела позвоночника МРТ часто недостаточно информативна, поскольку аксиальные изображения не всегда позволяют получить изображение в интересующей врача плоскости. Для оценки состояния поясничного отдела позвоночника целесообразно сочетать КТ и МРТ; нередко требуется и предопе­рационная миелография.

Самым информативным методом оценки сдавления нервных структур в по­ясничном отделе позвоночника в настоя­щее время считается поясничная миело­графия с последующей КТ. Миелография наиболее специфична при спинальном стенозе, но в силу своей инвазивности используется только при планировании хирургического вмешательства. Первич­ный диагноз спинального стеноза осно­вывается на МРТ или КТ без контраста. Боковые миелограммы в положении сги­бания и разгибания поясничного отдела позвоночника помогают выявить дина­мический компонент стеноза, вызванный сегментарной нестабильностью (послед­няя чаще обнаруживается в положении сгибания). Последующая КТ позволяет точнее оценить степень центрального и бокового стеноза, обеспечивает визуали­зацию межпозвонкового отверстия и ла­теральных отделов диска.

Электрофизиологические исследова­ния, включая электромиографию, иссле­дование скорости проведения возбужде­ния по нерву и оценку соматосенсорных вызванных потенциалов, не относятся к рутинным методам диагностики спиналь­ного стеноза. У пациентов с сахарным диабетом и поясничным спинальным стенозом электронейромиография и оценка соматосенсорных вызванных по­тенциалов может быть полезной для диф­ференциальной диагностики радикулопа-тии, вызванной компрессией корешка в позвоночном канале, и диабетической нейропатии, поражающей перифериче­ские моторные и сенсорные нервы. Элек­тронейромиография также может быть полезна для различения острых и хрони­ческих поражений корешка. Нормальные показатели электромиограммы не исклю­чают наличия клинически выраженного спинального стеноза. Кроме того, при данном исследовании у пациентов неред­ко выявляется полирадикулопатия, что снижает его диагностическую ценность. Оценка соматосенсорных вызванных по­тенциалов до и после физической нагруз­ки помогает определить, какой именно нервный корешок в наибольшей степени поражен у пациента с центральным пояс­ничным спинальным стенозом. Однако, как уже было отмечено, электронейроми-ографическое исследование не имеет решающего значения в диагностике спи­нального стеноза.

При планировании лечения очень важно правильно соотнести результаты визуали­зирующих исследований и клиническую картину, поскольку существуют периоды бессимптомного течения спинального стеноза.

Консервативное лечение клинически выраженного спинального стеноза под­разумевает назначение лекарственных средств внутрь и эпидурально, изменение физической активности и ношение кор­сета. Однако ни один из перечисленных методов не приносит существенного об­легчения.

НПВС дают обезболивающий эффект и уменьшают воспаление в зоне компрес­сии. В определенной степени эффекти­вен габапентин. Одно время в качестве обезболивающего препарата применялся кальцитонин, поскольку было показано, что этот препарат увеличивает дистанцию безболевой ходьбы. Однако в дальней­шем выяснилось, что при болях в покое и существенном ограничении ходьбы (ме­нее 300 м) кальцитонин неэффективен. Более поздние исследования доказали неэффективность кальцитонина при бо­лях, вызванных поясничным спинальным стенозом.

Некоторый обезболивающий эффект при спинальном стенозе демонстрирует простагландин Е{ (лимапрост), обладаю­щий сосудорасширяющим действием. Однако широкого применения данный препарат не получил.

Из физических упражнений наиболь­шую пользу может принести укрепление мышц поясничного отдела и их растяже­ние в сочетании с аэробными нагрузка­ми. Особой популярностью у пациентов пользуются занятия на велотренажере, которые, безусловно, полезны. Однако пациенты нередко отмечают, что такие занятия лучше переносятся в положении поясничного сгибания. Может быть по­лезной ходьба на беговой дорожке с ис­пользованием специальных поддержива­ющих ремней для разгрузки поясничного отдела позвоночника.

В качестве местного лечения могут применяться тепловые и холодовые про­цедуры, ультразвук, массаж, электриче­ская стимуляция, вытяжение позвоноч­ника. Эти методы широко используются в консервативном лечении стеноза, хотя достоверных доказательств их эффектив­ности нет. Willner оценивал примене­ние жестких пластиковых корсетов для уменьшения поясничного лордоза у 48 пациентов с болями в пояснице. После ношения корсета в среднем в течение од­ного года, двое из семи пациентов со спинальным стенозом полностью изба­вились от боли, у четверых боли умень­шились, у одного болевой синдром не из­менился. Корсет оказался более эффек­тивным для лечения болей при спондилолистезе (13 из 15 пациентов отметили полное исчезновение болей, у двоих боль уменьшилась) и менее эффективным для лечения хронической боли в спине невы­ясненной этиологии (4 из 24 пациентов отметили полное исчезновение болей, 5 сообщили об уменьшении боли, у 17 эффекта не наблюдалось).

Результаты   эпидурального   введения стероидов при заболеваниях поясничного отдела позвоночника,  включая  стеноз, противоречивы. В целом из общего коли­чества эпидурального применения стеро­идов 30% выполняется при поясничном спинальном стенозе. Механизм локаль­ного действия стероидов связан, во-пер­вых, с подавлением выделения медиато­ров воспаления и боли (лейкотриенов, тромбоксана, простагландинов). Во-вто­рых, стероиды способны подавлять про­ведение импульса по немиелинизирован-ным С-волокнам путем прямой стабили­зации мембран нервных клеток. Однако проспективное рандомизированное двой­ное слепое исследование эпидурального введения стероидов (80 мг метилпредни-золона) при радикулярных болях, связан­ных с грыжей межпозвонкового диска или со спинальным стенозом, не выявило эффективности такого лечения. Кроме того, при неэффективности первой инъ­екции не было обнаружено пользы от по­вторного введения. В то же время недав­нее рандомизированное исследовани эпидурального введения стероидов пд флюороскопическим контролем эффективность лечения у 60% пациентов.

Прочие исследования такого применения стероидных препаратов также демонст­рируют неоднозначные результаты.

Комплексный подход к лечению оце­нен в недавнем двойном слепом рандо­мизированном исследовании в течение 6 месяцев с участием 29 пациентов с при­знаками спинального стеноза. Все они получали диклофенак, дважды в день вы­полняли упражнения на растяжение и си­ловое укрепление мышц в домашних условиях. В одной группе дополнительно использовали физиотерапию в виде ульт­развука, прогревания и чрескожной элек-тронейростимуляции, третья группа по­лучала дополнительно лишь эпидураль-ное введение стероидов. Таким образом, контрольная группа получала лишь НПВС и ЛФК. К концу наблюдения группа получавших физиотерапию, так же как и группа получавших эпидураль-ные введения стероидов, демонстрирова­ла более высокие показатели по сравне­нию с контрольной группой. Отмечалось достоверное уменьшение болевого синд­рома, дистанции ходьбы и т. д. При этом разницы между группой «стероидов» и группой «физиотерапии» получено не было.

Хирургическое лечение. В прошлом при клинически выраженном спинальном стенозе рекомендовали операцию, по­скольку считалось, что заболевание неук­лонно прогрессирует. Однако оказалось, что состояние пациента может стабили­зироваться без хирургического вмеша­тельства. В частности, Johnsson et al. (1992) в течение 4 лет наблюдали за 32 па­циентами со спинальным стенозом, не получившими хирургического лечения: оценивались выраженность болевого синдрома и неврологических нарушений, а также появление новых неврологиче­ских расстройств. У 15 (47%) пациентов со временем наступило клиническое улучшение, у 12 (38%) состояние не изме­нилось, и только у 5 (16%) отмечено по­степенное ухудшение.

Atlas (2005) в течение 8—10 лет наблю­дал за пациентами с симптомами спи­нального стеноза, получавшими хирурги­ческое и консервативное лечение. Оце­нивались выраженность болевого синд­рома в ногах, а также другие симптомы, связанные с нарушением двигательных функций в поясничном отделе позвоноч­ника. Сразу после операции результаты хирургического вмешательства были зна­чительно лучше, чем результаты консер­вативной терапии. Однако отдаленные результаты в обеих группах были сход­ными.

В последнее время появились более убедительные доказательства эффектив­ности хирургического лечения. В частно­сти, 10-летнее наблюдение Chang (2005) подтвердило несомненное преимущество хирургических методов перед нехирурги­ческими. Первое проспективное рандо­мизированное исследование показало бо­лее высокую эффективность хирургиче­ского лечения спинального стеноза по сравнению с консервативным. В другом недавнем рандомизированном контроли­руемом исследовании через 2 года у па­циентов из группы хирургического лече­ния были менее выражены боли в спине и ногах, выше общая работоспособность, чем у пациентов из группы традиционной консервативной терапии (НПВС, ЛФК, физиотерапия). Крупное рандомизиро­ванное сравнение (289 пациентов, 2 года наблюдения) результатов хирургического и нехирургического методов лечения спинального стеноза также продемонст­рировало гораздо более высокую эффек­тивность хирургического вмешательства.

В настоящее время существуют следу­ющие показания к хирургическому лече­нию:

  • прогрессирующая слабость в ногах;
  • постоянные боли в ногах при ходьбе;
  • нарушения функций тазовых органов;
  • мучительные, невыносимые боли. Цель такого лечения — расширить по­звоночный канал и устранить сдавление корешков. Для достижения этой цели традиционно удаляют часть гипертрофи­рованных фасеточных суставов и желтой связки (микродекомпрессия). При выра­женном стенозе показано расширенное вмешательство с полным или частичным удалением дуги позвонка (ламинэктомия, гемиламинэктомия). При выражен­ной нестабильности вмешательство до­полняют стабилизирующей операцией. Двусторонняя микродекомпрессия счи­тается наиболее эффективным способом уменьшения болей и улучшения качест­ва жизни.

    Двустороннюю декомпрессию кореш­ков можно выполнять из одностороннего доступа: такая операция сегодня наибо­лее популярна в связи с высокой эффек­тивностью и минимальной хирургиче­ской травмой (подробнее см. часть II, случай 17).

    Опыт клиники в лечении спинального стеноза свидетельствует о необходимости комплексного, диффе­ренцированного подхода. Если симпто­мы выражены незначительно, показано пробное консервативное лечение (если ранее оно не проводилось): локальное воздействие на зону максимального сте­ноза (эпидуральное введение стероидов), уменьшение вторичных проявлений бо­левого синдрома в виде мышечного спаз­ма и миофасциального синдрома (лечеб­ные блокады миофасциальных узлов и триггерных точек), воздействие на мяг­кие ткани как в области позвоночника, так и в области конечностей (массаж, фи­зиотерапия), стимуляция метаболических и трофических процессов (парентераль­ное введение нейротропных и вазотропных препаратов — актовегина, мексидола, трентала и др.), лечебная физкуль­тура.

С другой стороны, длительный анамнез болей (более года), повторные безуспеш­ные попытки консервативного лечения свидетельствуют в пользу хирургического вмешательства. При грубом неврологиче­ском дефиците (парез, нарушения функ­ций тазовых органов, грубые расстройства чувствительности) следует безотлагатель­но приступать к хирургическому вмеша­тельству. Современные минимально ин-вазивные методы вмешательства позволя­ют эффективно решать хирургические задачи и обеспечивают скорейшую реаби­литацию и восстановление.