Пациент 42 лет обратился с жалобами на хронические боли в шее и межлопаточной области, периодические головные боли, беспокоившие его на протяжении 5 лет с периодами обострений и ремиссий. В последний год перед операцией боли усилились и участились обострения. В течение последних 2 лет пациент получал консервативное лечение без заметного стойкого эффекта. Неврологические нарушения отсутствовали. При осмотре выявлен выраженный миофасциальный синдром в области плечевого пояса с повышением мышечного тонуса и болезненными миофасциальными узлами в межлопаточной области. Объем движений в шейном отделе позвоночника был несколько ограничен: в крайних положениях возникали болевые ощущения.
При МРТ шейного отдела позвоночника обнаружены умеренно выраженные дегенеративные изменения дисков СЗ— С7 с формированием протрузий, а также небольшие подсвязочные экструзии дисков С5—С7 без сдавления нервных структур (рис. С31).
МРТ шейного отдела перед операцией.
С учетом клинической картины, а также неэффективности консервативного лечения пациенту была выполнена пунк-ционная лазерная реконструкция четырех дисков - СЗ-С4, С4-С5, С5-С6, С6—С7. Интраоперационная провокационная дискография на уровне пораженных дисков выявила конкордатный болевой синдром в шее и в области лопаток, после чего было последовательно проведено лазерное облучение этих дисков (см. рис. С32, СЗЗ на цветной вклейке). Операция выполнялась под местной анестезией. Среднее время облучения одного диска составило около 8 мин. Продолжительность пребывания пациента в операционной — около 50 мин.
Через год после операции состояние пациента было расценено как хорошее. Боли в шее значительно уменьшились (оценка по визуальной аналоговой шкале снизилась с 8 до 1 балла). Улучшилось качество жизни, пациент был полностью удовлетворен результатами лечения.
При контрольной МРТ через год после операции отмечены уменьшение размеров протрузий дисков и усиление сигнала от дисков, особенно заметное на уровне позвонков С5—Сб. В частности, в центральной зоне диска по ходу облучения сформировалась зона усиленного сигнала, свидетельствующая о повышении гидратации хряща и регенеративных процессах (рис. С34).
Обсуждение
В описанном случае вмешательство проводилось на шейном отделе позвоночника, в отличие от большинства других клинических примеров. Это позволяет продемонстрировать не только высокую эффективность лазерных технологий, но и их безопасность даже при операциях на шейном отделе позвоночника, сопряженных с более высоким риском.
Экспериментальные и клинические исследования лазерной реконструкции дисков показали, что внутридисковое неаб-лационное импульсное лазерное облучение вызывает регенераторную реакцию, которая проявляется пролиферацией сохранившихся клеток и усилением биосинтеза компонентов матрикса, коллагена и аггреканов. Наиболее чувствительными к лазерному излучению оказались ткани пульпозного ядра и внутренней трети фиброзного кольца. В результате регенерации формируется хрящевая ткань фиброзного, гиалинового или, чаще всего, переходного, фиброзно-гиалинового типа. Последний сочетает в себе черты фиброзного и гиалинового хряща. Структура формирующейся ткани зависит от числа и активности клеток различных фенотипов в зоне лазерного воздействия: доминирующий фенотип становится «прообразом» клеток новообразованной ткани, замещающей поврежденные зоны в диске.
Лазерное излучение вызывает изменения и в тех участках диска, которые непосредственно не контактируют с зоной повреждения. При лазерной реконструкции активность регенеративных процессов существенно выше, чем при простой механической деструкции диска, что, по-видимому, обусловлено влиянием лазерного излучения на низкодифференци-рованные клетки: активируются «ресурсные» области диска — клетки внутреннего и переходного слоев фиброзного кольца, гиалиновой ткани замыкательных пластин и, возможно, часть клеток пульпозного ядра. Низкодифференцирован-ные клетки, обладающие высоким про-лиферативным и биосинтетическим потенциалом, мигрируют из перечисленных зон в участки, расположенные вблизи зон повреждения. За счет этого обеспечивается ускорение и более высокое качество регенерации при лазерном воздействии по сравнению с механической деструкцией.
Технология лазерной реконструкции дисков значительно отличается от других методов лечения хронической дис-когенной боли, в частности, от внутри-дисковой электротермальной терапии. Импульсное лазерное облучение вызывает формирование однородных крупных участков фиброзно-гиалинового, фиброзного или гиалинового хряща в толще диска. Другим отличием лазерной реконструкции дисков служит зона приложения облучения — ядро диска; при этом фиброзное кольцо сохраняется ин-тактным. Это важно, поскольку нагрев фиброзного кольца уменьшает механическую стабильность сегмента позвоночника.
Наш опыт лазерной реконструкции дисков показывает, что положительные изменения наблюдаются более чем в 2/3 случаев (64,1%). Самым распространенным было повышение интенсивности сигнала от облученного диска. Кроме того, отмечены и другие признаки регенерации — повышение высоты диска, формирование более четкой структуры его ядра, отражающие более глубокую перестройку структуры диска.
Длительное наблюдение (до 5,5 года) за пациентами, перенесшими лазерную реконструкцию, свидетельствует о постепенном улучшении структуры диска. Таким образом, однократное внутридисковое неаблационное облучение запускает долговременные процессы тканевой регенерации. Ни в одном из случаев не отмечено усиления дегенеративных изменений. То есть лазерная реконструкция диска — это органосохраняющая процедура, оставляющая широкие возможности для дальнейшего лечения.
Низкую скорость восстановительных процессов можно объяснить тем, что лазерная реконструкция запускает специфическую медленную регенерацию, в частности дифференцировку хряща из соединительной ткани, в то время как при неспецифической регенерации происходит быстрое формирование грубой соединительной ткани. Структурные изменения диска могут быть не видны при МРТ в первые месяцы или даже годы после вмешательства, что не является признаком неэффективности воздействия. Регенерация хряща диска становится заметной лишь через 1—5 лет.