Пациент 56 лет в течение 7 лет страдал хроническими болями в спине, которые усиливались в вертикальном положении и при физической нагрузке и уменьшались в покое (механический ритм болей). Периодически, в периоды обострений, получал консервативное лечение в виде НПВС. На протяжении последних 6 мес боли в пояснице значительно усилились.
При осмотре выявлена значительная пальпаторная и перкуторная болезненность на уровне позвонков L3—L5, особенно в области остистых отростков. Неврологических нарушений не отмечено.
При МРТ обнаружены переломы и ки-фотическая деформация множества позвонков: кифотическая деформация в позвонках С6, С7, Th4, Th5, Thll, Thl2, L2—L5, признаки острого перелома — в позвонках Th5, L2—L4. В теле позвонка L1 выявлена крупная гемангиома, занимающая половину его тела (рис. С35).
Было проведено обследование для выявления причины множественных, различной давности компрессионных деформаций позвонков. Исключены ги-перпаратиреоз, миеломная болезнь. Лекарственных препаратов, уменьшающих плотность костной ткани (глюкокортико-иды, противосудорожные средства и др.), пациент не получал. Денситометрия продемонстрировала значительное снижение плотности кости в поясничном отделе позвоночника и проксимальном отделе бедренных костей ( Т-индекс -4,2 и -3,8 соответственно). Выяснилось, что на протяжении 15 лет пациент страдает хроническим панкреатитом с выраженной недостаточностью экзокринной функции поджелудочной железы, нарушением всасывания и хронической диареей. Диагностирован вторичный остеопороз, вызванный хроническим поражением ЖКТ.
Рисунок С35. МРТ шейного, грудного и поясничного отделов позвоночника до операции, Т2-взвешенное изображение (А, Б) и Т1-взвешенное изображение (В). Кифоти-ческая деформация позвонков С6, С7, Th4, Th5, Thll, Thl2, L2—L5, признаки острого перелома в позвонках Th5, L2—L4. Крупная гемангиома, занимающая половину тела позвонка L1.
Выполнена вертебропластика позвонков LI—L4 (рис. С36).
Сразу после процедуры пациент отметил значительное (более чем на 50%) ослабление болей. Данный эффект усилился в последующий месяц.
В связи с кифотической деформацией других позвонков через 2 мес была выполнена пункционная вертебропластика позвонков ТЫ 1 и L5 и кифопластика позвонка Thl2 (рис. С37).
Рисунок С36. Интраоперационная флюороскопия после вертебропластики позвонков L2—L4, в которых обнаружены признаки острого компрессионного перелома, и позвонка L1, в теле которого находится крупная гемангиома.
Обсуждение
Остеопороз — самое частое метаболическое поражение костей. Он встречается у 30% людей старше 50 лет. Поскольку продолжительность жизни и доля пожилых людей в развитых странах растут, распространенность остеопороза будет увеличиваться. Помимо первичного остеопороза, обусловленного возрастными изменениями, встречается и вторичный остеопороз, связанный с различными заболеваниями эндокринной системы, ЖКТ и т. д.
Рисунок С37. Интраоперационная флюороскопия. Этапы кифопластики позвонка ТЫ 2. А. В тело позвонка введена фреза. Кифотическая деформация тела позвонка составила 20°. Б. В тело позвонка через рабочую канюлю введен баллон. Начато раздувание баллона. Кифотическая деформация тела позвонка составила 17°. В. После того, как баллон был полностью раздут, его удалили, а в созданную полость в теле позвонка ввели цемент. Кифотическая деформация тела позвонка ТЫ 2 уменьшилась до 15° (коррекция кифоза на 5°). Проведена также вертебропластика тела позвонка Thll. Поскольку цемент начал выходить в полость диска позвонков Th 10—Thll, введение цемента было прекращено. Г. Выполнена вертебропластика позвонка L5. Д, Е. Конечный этап двух операций — вертебропластики позвонков ТЫ1 и LI—L5 и кифопластики позвонка ТЫ 2.
Снижение плотности костной ткани позвоночника приводит к двум видам осложнений: острым переломам позвонков при незначительной травме и постепенному проседанию тела позвонка (медленно нарастающая компрессионная деформация). Только США ежегодно регистрируют около 750 000 случаев переломов позвонков вследствие первичного или вторичного остеопороза. Острые или хронические боли, вызванные внезапным переломом позвонка или постепенной деструкцией тела позвонка с развитием спинального кифоза, значительно влияют на повседневную активность и снижают качество жизни. При компрессионных переломах позвонков могут наблюдаться депрессия, снижение аппетита, нарушение питания, снижение вентиляционной функции легких.
При компрессионном переломе одного позвонка риск перелома других позвонков увеличивается в 5 раз вследствие нарушения биомеханики позвоночника и прогрессирования болезни. У женщин с компрессионным переломом тела одного позвонка риск смерти возрастает на 23%, у женщин с множественными переломами позвонков — на 34%.
Традиционное консервативное лечение компрессионных переломов позвонков включает постельный режим (при острых переломах), длительный прием анальгетиков, ношение корсета, массаж и другие местные процедуры, снимающие болевой синдром. Однако известно, что иммобилизация предрасполагает к дальнейшей потере массы костной ткани и последующим переломам, замыкая тем самым порочный круг болезни. Продолжительный прием анальгетиков может привести к желудочно-кишечным и сердечно-сосудистым осложнениям. Средства, тормозящие резорбцию костной ткани, позволяют укрепить костную ткань и снизить риск повторных переломов, но не способны восстановить форму позвонков. Диагностика и лечение остеопороза подробнее описаны в гл. 5.
В 1987 г. Galibert et al. описали лечение опухоли тела позвонка с помощью введения в пораженный позвонок цемента (полиметилметакрилата). Процедура получила название вертебропластики. С тех пор она активно используется для лечения переломов позвонков, вызванных различными причинами — остеопорозом, опухолями, травмой.
Позже была разработана баллонная кифопластика, при которой в сломанное тело позвонка вводят один или два баллона. При раздувании баллонов достигается разведение замыкательных пластинок тел позвонков, уменьшается кифотическая деформация и в теле позвонка формируется полость, в которую затем вводится цемент (см. рис. С38—С40 на цветной вклейке).
Обсуждение
Особенность данного случая в том, что один и тот же вид реконструктивной операции на позвонках выполнили в связи с двумя разными заболеваниями — остеопорозом и крупной гемангиомой тела позвонка L1.
У пациента выявлены множественные переломы тел позвонков. В первую очередь нужно было укрепить позвонки, в которых имелись признаки острого перелома — снижение сигнала на Т1-взвешенном изображении, неравномерный сигнал на Т2-взвешенном изображении, болезненность в области перелома (L2—L4). В позвонках Thll, Thl2 и L5 признаки острого перелома отсутствовали, однако необходимость их укрепления диктовалась возможным прогрессированием кифотической деформации и большой нагрузкой, которая на них приходится (позвонки Thll и ТЫ2 располагаются между малоподвижным грудным отделом и подвижными поясничными позвонками).
В теле позвонка ТЫ2 наблюдалась не только кифотическая деформация, но и значительная деструкция центральной части, т. е., по сути, оскольчатый перелом. Введение цемента в такой позвонок во время вертебропластики может привести к выходу цемента за пределы тела позвонка. Поэтому на начальном этапе вмешательства была выполнена баллонная кифопластика, позволившая создать полость внутри тела позвонка, в которую безопасно ввели цемент.
При изучении снимков видно, что в разные позвонки было введено разное количество цемента (от 2 до 8 мл). Это количество каждый раз определяют индивидуально, в зависимости от плотности костной ткани, давности перелома и дру. гих факторов. Прямой связи между количеством введенного цемента и обезболивающим эффектом нет. Обычно д^ достижения хороших клинических ре. зультатов достаточно заполнить центральную часть тела.
У пациентов с остеопорозом боль уменьшается уже в первые часы и сутки после вертебропластики или кифопластики. Через 2 ч после операции разрешается вставать, а вечером пациента можно отпустить домой. Иногда боль регрессирует не так быстро, на протяжении первых недель после вмешательства.
Современные системы для введения цемента в позвонок позволяют вводить цемент высокой вязкости, что сводит к нулю возможность осложнений, обусловленных утечкой, цемента в позвоночный канал или сосуды.
В описанном случае баллонная кифопластика позвонка ТЫ 2 позволила уменьшить кифотическую деформацию на 5°, что благоприятно сказалось на биомеханике данного отдела позвоночникам уменьшении болевого синдрома. Вертеб-ропластика и кифопластика — важные методы минимально инвазивного лечения острого и хронического болевого синдрома при компрессионных переломах позвонков.