Характерные признаки дневных приступов включают: (а) соматосенсорную ауру с локализацией патологических ощущений в щёчно-ротовой области; (б) остановку речи; (в) сохранение сознания; (г) избыточное слюноотделение (гиперсаливация);
(д) тонические или тонико-клонические судороги в мышцах лица. Менее часто патологические ощущения (соматосенсорная аура) распространяются от лица к руке. В редких случаях наблюдаются клонические приступы с типичным джексоновским распространением.
Хотя соматосенсорная аура — достаточно характерное проявление заболевания, указания в анамнезе на этот симптом нередко отсутствуют, особенно у пациентов раннего возраста. Моторные феномены во время дневных приступов обычно ограничены одной стороной тела и включают тонические, клонические или тонико-клонические судороги. Судороги, как правило, локализуются в лице, однако возможно вовлечение руки и ноги. Хотя в дневное время генерализация приступов наблюдается редко, сторонность сенсорных и моторных проявлений в процессе приступа может меняться. Остановка речи может быть первым проявлением приступа, а может возникать и в процессе его развития. Во время дневных приступов нарушение сознания наблюдается редко. После приступа ребенок может ощущать онемение, покалывание, «ползание мурашек» или «покалывание электрическим током» в языке, деснах и щеке с одной стороны. Постприступная спутанность сознания и амнезия для роландической эпилепсии не характерны. Ночные приступы, как правило, начинаются с клонических подёргиваний мышц рта, слюнотечения и булькающих звуков в горле. Характерна вторичная генерализация ночных приступов. Первоначальный фокальный компонент приступа может быть достаточно коротким и незаметным.
Приступы могут наблюдаться как в дневное время, так и ночью; для большинства детей более характерно возникновение приступов во сне. Как дневные, так и ночные приступы отличаются короткой продолжительностью. В типичных случаях частота приступов при роландической эпилепсии низкая, развитие эпилептического статуса не характерно.
Во сне количество спайков, как правило, увеличивается. Так как примерно у 30% детей с роландической эпилепсией спайки наблюдаются только во сне, при подозрении на это заболевание необходимо проведение электроэнцефалографического исследования во время сна. Цикл сна при роландической эпилепсии обычно не нарушен.
Обследование и лечение
У ребенка с типичной клинической картиной и электроэнцефалографическими признаками роландической эпилепсии нет необходимости в проведении дальнейшего обследования в том случае, если в неврологическом статусе отсутствуют отклонения от нормы! Если же при неврологическом обследовании выявляются нарушения или на ЭЭГ регистрируется патологическая активность, за исключением типичных для роландической эпилепсии (РЭ) эпилептиформных изменений, рекомендуется дальнейшее обследование с проведением магнитно-резонансной томографии.
В связи с доброкачественной природой РЭ, во многих случаях врачи могут не назначать лечение после первого или второго приступа. В том случае если антиэпилептическая терапия назначена, приступы обычно контролируются при приеме одного антиконвульсанта. Как правило, эффективны антиэпилептические препараты, применяющиеся для лечения фокальных приступов (например, фенобарбитал, фенитоин, карбамазепин, окскарбазепин и вальпроевая кислота)
Особенности электроэнцефалографической картины не позволяют прогнозировать риск рецидива приступов. У большинства пациентов возможна отмена антиэпилептической терапии через 1—2 года после прекращения приступов, не зависимо от того, достигнута или нет нормализация ЭЭГ.
Прогноз
Для РЭ, как правило, характерен хороший прогноз. У большинства детей в подростковом возрасте наступает ремиссия. Однако у небольшой части пациентов с роландической эпилепсией появляются нарушения вербальной памяти или речевые расстройства. Необходимо внимательно следить за школьной успеваемостью детей с роландической эпилепсией.