ЭЭГ

Несмотря на развитие новейших методов нейровизуализации, электро- энцефалографическое исследование остается краеугольным камнем в определении локализации очага эпилептической активности. Эпилептиформная активность на ЭЭГ как в межприступном периоде, так и во время приступа имеет большое зна­чение для локализации эпилептогенной зоны. В первые годы внедрения в меди­цинскую практику методов хирургического лечения эпилепсии основное значе­ние придавалось интериктальным эпилептиформным разрядам, полученным при записи ЭЭГ с поверхностными электродами. Однако эпилептиформные разряды в межприступном периоде при поверхностной записи ЭЭГ у некоторых пациентов отсутствуют, у других — нечетко локализованы или билатеральны (возникающие независимо), и в некоторых случаях их локализация на ЭЭГ не соответствует ло­кализации эпилептогенного фокуса. Поэтому в настоящее время интериктальные разряды редко рассматриваются в качестве единственного ориентира при опреде­лении локализации очага эпилептиформной активности, и наиболее важным по­казателем считается эпилептиформная активность на ЭЭГ, зарегистрированная в начале приступа.

В связи с этим у большинства пациентов, проходящих предоперационное обследо­вание, проводится длительный ЭЭГ- и видео-ЭЭГ-мониторинг с целью регистрации электроэнцефалограммы во время нескольких приступов, характерных для конкрет­ного пациента. Для повышения вероятности возникновения эпилептического при­ступа во время ЭЭГ-мониторинга возможно снижение доз антиэпилептических пре­паратов перед проведением исследования.

Однако существует множество факторов, которые могут снижать диагностическую значимость ЭЭГ в период приступа; к ним относятся артефакты, отсутствие четкой ло­кализации эпилептиформной активности на ЭЭГ во время приступа, появление энце­фалографических проявлений приступа вслед за его клиническими проявлениями. В тех случаях когда четкая локализация очага эпилептиформной активности при записи ЭЭГ с поверхностными электродами не может быть установлена или имеет­ся несоответствие данных электроэнцефалографического обследования и результа­тов SPECT, РЕТ, МРТ и нейропсихологического обследования, применяется запись ЭЭГ с наложением интракраниальных электродов. Хотя существует множество ти­пов интракраниальных электродов, наиболее часто применяются глубинные, эпиду- ральные и субдуральные электроды. Глубинный электрод представляет собой тон­кий провод с множественными контактными поверхностями для регистрации ЭЭГ. Глубинные электроды могут быть имплантированы стереотаксическим методом в различные структуры мозга; субдуральные электроды располагаются над повер­хностью мозга. Глубинные электроды позволяют регистрировать биоэлектрическую активность со структур, удаленных от поверхности мозга, что особенно важно, если предполагается, что источником приступов служит миндалевидное тело или гиппо­камп.

Субдуральные или эпидуральные электроды выпускаются в виде полосок или решеток (сеток), вмонтированных в тонкие пластиковые пластины. За счет гибкос­ти пластиковой пластины они могут легко вводиться в субдуральное или эпидураль- ное пространство. Субдуральные или эпидуральные решетчатые (решетки) элект­роды могут оказать помощь при планировании безопасной и эффективной резекции в случае расположения эпилептогенной зоны вблизи функциональной зоны коры в связи с возможностью электрической стимуляции при помощи электродов опреде­ленных функциональных корковых зон. В то время как субдуральные решетки мо­гут проводиться под края трепанационного отверстия при открытой краниотомии (в том числе и в височной или лобной доле или в межполушарную щель), наложение эпидуральных решетчатых электродов возможно только в области трепанационно­го отверстия. Кроме того, стимуляция коры при помощи эпидуральных электродов может быть болезненной в связи со стимуляцией нервных волокон в менингеальных оболочках.

С внедрением в практику интракраниальных электродов появилась возможность получения более подробной и точной информации о локализации очага эпилепти­ческой активности при помощи метода ЭЭГ. Наиболее инвазивные методы электро­энцефалографического исследования, такие как применение глубинных электродов, эпидуральных и субдуральных решеток, оказывают помощь в решении сложных ней­рофизиологических задач, касающихся ограниченных зон коры, однако их примене­ние менее целесообразно для исследования распространения эпилептической актив­ности и связей между большими областями коры. Поэтому эти методы исследования должны применяться в тех случаях, когда локализация эпилептической активности уже исследовалась при проведении поверхностной записи ЭЭГ и при помощи других диагностических методов.