Приступы, исходящие из височной доли
Источником приступов при височной эпилепсии могут являться переднемедиальная или латеральная поверхности височной доли (табл. 10.4). В соответствии с данными исследований, у 60% пациентов с резистентными приступами, берущими начало на переднемедиальной поверхности височной доли, тяжелые приступы, дезадаптирующие больного, отсутствуют в течение одного года после хирургического вмешательства. В соответствии с рекомендациями американской Академии неврологии пациентам с таким типом приступов необходимо предложить хирургическое лечение и подробно обсудить с ними риск и преимущества данного метода терапии.
Менее полные и менее убедительные данные имеются в настоящее время в отношении хирургического удаления латерального височного очага. Анализ эффективности и безопасности хирургического вмешательства в этой области требует дальнейшего изучения.
Приступы, берущие начало в других долях мозга (кроме височной)
Височная лобэктомия — наиболее частый вид хирургических вмешательств среди всех пациентов в целом, однако все большее распространение в настоящее время получает экстратемпоральная резекция. Определение локализации эпилептического очага в структурах, не относящихся к височиой доле, более затруднено, чем при височной эпилепсии, если отсутствует структурное поражение мозга. Локализовать эпилептический очаг особенно сложно, если предполагается, что приступы берут начало из лобной доли. Большая поверхность лобной доли и такие анатомические структуры, как медиальные и орбитальные области, значительно удалены от поверхностных электродов, что затрудняет правильную локализацию как интериктальных, так и иктальных аномалий на ЭЭГ. Кроме того, фокальные приступы могут начинаться в «немых» областях лобной доли; в этих случаях клинические проявления возникают только при распространении эпилептической активности на соседние области лобной доли или на височную долю.
Задача еще более усложняется при существовании функциональной сети нервных связей, облегчающих распространение патологических разрядов в лобной доле и за ее пределами. Двунаправленное распространение эпилептиформпых разрядов, начинающихся в лобной доле, через крючковидный пучок и поясную извилину может привести к ошибочному решению о том, что источником приступов служит височная доля, и наоборот. В связи с этими затруднениями, касающимися локализации аномалий на ЭЭГ, электроклиническая корреляция при приступах, берущих начало из лобной доли, менее достоверна, чем при других локализациях эпилептического очага. У большинства пациентов с лобной эпилепсией при отсутствии структурных нарушений на МРТ требуется проведение ЭЭГ-мониторинга с введением интракраниальных электродов.
Показатели высокой эффективности экстратемпоральной резекции в виде прекращения или значительного урежения приступов выявлены только у 50-60% пациентов. Однако можно надеяться на увеличение частоты благоприятных исходов этих операций при улучшении качества анатомических и функциональных методов нейровизуализации. В настоящее время вопрос о соотношении риска и преимуществ1 экстратемп оральных резекций требует дальнейшего изучения.
Гемисферэктомия
Полное или практически полное удаление одного полушария — наиболее радикальный и эффективный метод лечения эпилептических приступов. Этот метод хирургического лечения в типичных случаях применяется у пациентов с тяжелыми унилатеральными моторными приступами с развитием гемипареза и нарушением функции руки на одной стороне. Пациенты с энцефалитом Расмуссена (Rasmussen) и синдромом Штурге—Вебера (Sturge—Weber) часто являются кандидатами для этого типа хирургического вмешательства. Положительный результат при гемисферэктомии может быть также получен у пациентов с гемимегалэнцефа- лисй, другими церебральными дисгенезиями, инфарктом мозга и черепно-мозговой травмой.
Гемисферэктомия показана только в том случае, если в процессе предоперационного обследования установлено, что у пациента нет показаний к другим, менее радикальным методам хирургического лечения. Билатеральные спайки в интерик- тальном периоде нередко выявляются у пациентов с патологией одного из полушарий, однако в этих случаях необходимо подтверждение, что приступы берут начало в одном из полушарий. Получение этого подтверждения может быть затруднено у пациентов с выраженной атрофией одного из полушарий, которым проводился только ЭЭГ-мониторинг с поверхностной записью ЭЭГ, так как эпилептическая активность во время приступа может не распространяться на поверхность головы. В этих случаях для латерализации эпилептогенного фокуса могут иметь большое значение клинические проявления приступов и данные функциональных методов нейровизуализации.
Гемисферэктомия характеризуется высокой терапевтической эффективностью: благоприятный исход отмечен более чем у 3/4 пациентов. Так как поздние осложнения гемисферэктомии включают поверхностный гемосидероз с обструктивной гидроцефалией, кровотечение в полость гемисферэктомии и смещение срединных структур (ствола мозга) с летальным исходом, некоторые хирурги предпочитают проведение модифицированной гемисферэктомии, в результате которой производится изоляция, а не удаление, полюсов лобных и височных долей, или гемикортикоэктомии.